Как считают аналитики, Китай раздражен тем, что Кремль согласился на посредничество в урегулировании ливийского конфликта. В Пекине решили, что в очередной раз остались в одиночестве в противостоянии с Западом.
Эксперты Поднебесной утверждают, что Китай всегда проводил принципиальную политику в отношении стран Ближнего Востока и Африки и надеялся на согласованные действия с Москвой. Но в Кремле, однако, в очередной раз пошли своим «непредсказуемым российским курсом». Наши восточные соседи недоумевают, для чего Россия вступила «на скользкую дорожку оппортунизма» и присоединилась к западным странам с требованием ухода Каддафи.
В Пекине думают, что Россия решилась на этот шаг для защиты в Ливии только своих интересов. Но, по мнению китайцев, в одиночку Москва вряд ли добьется успеха на этом поприще.
Раздражение китайцев понятно – они потеряли в Ливии огромные деньги. Как сообщает орган ЦК КПК газета «Жэньминь жибао», в настоящее время китайцы лишились там уже 18 млрд. 800 млн. долларов. Причем эти огромные деньги являются лишь частью ущерба – еще большие потери находятся в процессе подсчета.
Одновременно с этими событиями Москва не оправдала надежд Пекина и в борьбе за власть в МВФ (китайцы рассчитывали на кресло президента). Поэтому в Китае все громче стали раздаваться голоса о том, что лучше основать еще один валютный фонд, чем плести сложные интриги. К тому же, как считают китайские эксперты, в МВФ только Вашингтон обладает правом вето. В настоящее время американцы имеют там 17,407% голосов, а Китай – 6,394%. В то же время эксперты Поднебесной напоминают, что объем средств МВФ составляет 900 млрд. долларов. А валютные резервы Китая уже превысили 3 трлн. долларов.
Однако в Пекине понимают, что, опираясь на огромные долларовые запасы, по-настоящему встать на ноги не получится. Печатая доллары, США все равно будут обладать «невидимым» правом вето. Но и выдвигать юань в качестве резервной валюты китайцы не торопятся. Они ограничиваются призывами к сотрудничеству в строительстве «новой денежной системы развивающихся государств». Как считают аналитики, в условиях такой неопределенности Кремль вряд ли присоединится в этом вопросе к Пекину. Так что новый повод для раздражения уже есть.