Разлив нефти в Мексиканском заливе. Скандальная публикация тысяч засекреченных документов о войне в Афганистане. Имидж главного виновника сотрясшего планету экономического кризиса. Из всесильного центра «однополярного» мира США медленно, но верно превращается в поставщика политических конфузов и курьезов.
На этом фоне в европейских, в том числе и российских, СМИ мало афишируется еще один весьма болезненный «прокол». В нем замешаны американские военные, высокопоставленные киргизские чиновники и никому не известные офшорные «прачечные».
Как известно, на территории Киргизии действует Центр транзитных перевозок ВВС США, известный как авиабаза «Манас». Едва ли не важнейшее, что требуется для обеспечения бесперебойной работы любой военной авиабазы, – это топливо. На нем и делался международный бизнес стоимостью в 1,5 млрд. долл. в год.
Начать, впрочем, следует с того, что Киргизия для США в смысле поставок топлива – крайне неудобная страна. Во-первых, в Киргизии нет своей нефти (не говоря уже о нефтепродуктах), а, во-вторых, – Бишкек закупает топливо у российских компаний (в основном – «Газпромнефти»). При этом пользуется беспошлинным режимом торговли. В обмен Москва требовала, а Бишкек обещал отказаться от заманчивой возможности перепродавать его третьим странам.
Но в какой-то момент в Москве заподозрили неладное («чьи это там нефтепродукты Бишкек американцам продает?») и приняли меры. Как объявила Федеральная таможенная служба РФ, с 1 апреля для Киргизии стала действовать стандартная, устанавливаемая раз в месяц пошлина. И повод был найден весьма убедительный: переход на единые правила торговли в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Нефтяники – среди них «Газпромнефть», «Роснефть» и «Русснефть» – отреагировали предсказуемо. Просто перестали поставлять нефть в Киргизию – до дальнейших разъяснений.
А спустя неделю бывшие сторонники Курманбека Бакиева по «цветной» коалиции попросили его из Бишкека. А в США вдруг стало достоянием гласности, как именно решается проблема с топливом для «Манаса». Что примерно с 2005 г. оно закупается у двух «невнятных» контор – Red Star и Mina Corp. Обе зарегистрированы на Гибралтаре (Великобритания). Владельцы неизвестны. Отчетности нет.
В Конгрессе США резонно задались вопросом, а не связаны ли поименованные компании с К. Бакиевым? Таким же вопросом, кстати, задались и в «Правительстве народного доверия» Розы Отунбаевой. И выяснилось, что Mina Corp. и Red Star тесно сотрудничали с шестью фирмами, за которыми стоял сын К. Бакиева Максим. Выяснилось и то, что этот бизнес приносил в семейную копилку до 100 млн. долл. в год – 4% ВВП Киргизии. Схема бизнеса элементарная. Компании Максима Бакиева покупали российские нефтепродукты, после чего перепродавали их Red Star и Mina Corp. Они в свою очередь и занимались поставками на авиабазу «Манас» по контрактам с Пентагоном.
В итоге делом заинтересовался американский Минюст. Еще в мае запросил соответствующие документы – в Пентагоне, в Госдепартаменте и в ФБР. Все ведомства так или иначе «засветились» в тогда еще только назревающем скандале. И столкнулся с тем, что дело начали элементарно «спускать на тормозах» – еще одна ситуация, недостойная «самой прозрачной страны мира».
Процесс продолжается до сих пор. Озвучивались даже предложения по прямым закупкам нефтепродуктов Пентагоном у России. Якобы соответствующий контракт должен был быть подписан в ходе недавнего визита Дмитрия Медведева в Вашингтон. Такой контракт, конечно, подписан не был и не будет. Слишком неудобно закупать нефтепродукты напрямую. Снижается рентабельность коррупционного бизнеса.