Российская традиция назначать себе преемников дошла и до бандитского подполья. Русская служба Би-Би-Си распространила видеозапись, на которой президент виртуального, но запрещенного в России Имарата Кавказ Умаров объявляет, что уходит на покой. Свои полномочия он передает некоему Вадалову из Гудермеса.
Тем временем одна из российских спецслужб по требованию руководства страны подготовила очень жесткий доклад о деятельности подполья на Северном Кавказе. В нем, в частности, говорится о том, что «руководство бандитским подпольем не имеет четкого координационного центра». То есть налицо классическая схема не бандитского, а партизанского, точнее разведывательного тайного сообщества. И уход на пенсию даже такой знаковой фигуры не способен повлиять на реальное окончание контртеррористической операции.
В докладе спецслужбы отмечается, что построение сетевого подполья означает «качественно иной уровень мобилизации, информирования, поддержки населения и некоторых представителей национальных элит».
«Отдельные ячейки практически не взаимодействуют друг с другом, используя современные средства связи («Скайп», система обмена мгновенными сообщениями и др.), которые не позволяют установить подлинных адресатов, места их нахождения в режиме реального времени», – пишут аналитики. То есть компьютером пользуются не боевики, а вполне лояльные к власти мирные граждане, которые отправляют закодированные сообщения неизвестным им адресатам.
В докладе есть и неприятный пассаж о том, что замалчивание этой проблемы региональными лидерами приводит к тому, что руководство страны фактически дезорганизовано и не владеет реальной ситуацией в регионе.
Собеседник «АН» в одной из многочисленных структур, отвечающих за безопасность на Северном Кавказе, заявил, что «новое подполье подпитывается уже идеями не сепаратизма, а джихада. Сейчас борются две тенденции – одни выступают за создание мирового халифата. Их поддерживает Аль-Каида. Вторая тенденция – создание отдельных мусульманских государств. Здесь отмечены интересы некоторых фундаменталистских мусульманских стран. В частности, Саудовской Аравии, Катара. Но обе группировки воюют против России».