Аргументы Недели → Политика № 27(217) от 15.07.2010

Зачем газеты стране дураков

, 16:58 , Главный редактор АН

В конце минувшей недели президент Медведев провел в подмосковных Горках совещание по вопросу развития средств массовой информации. В своей речи он предложил обсудить и такую важную тему, как помощь негосударственным СМИ.

Вот только представителей этих самых «негосударственных», похоже, не было. Хотя бы – главных редакторов из первой пятерки по числу читателей каждого номера от общественно-политических изданий. Это АиФ – 7 млн. 684 тыс.; КП – 5 млн. 260 тыс.; МК – 1 млн. 877 тыс.; «Аргументы неделi» – 877 тыс. и «Труд-7» – 522 тысячи.

А сказать есть о чем. Начнем с того, что в России печатные СМИ пользуются особым доверием граждан. Слово, написанное и растиражированное на бумаге, имеет до сих пор сакральный смысл документа.

Но какова цена этого доверия и о чем должен был узнать президент? И не «ковыряясь в Интернете», как он выразился недавно на Экономическом форуме в Питере. А из первоисточников.

Нынешнее государство, которое олицетворяет г-н Медведев, прессе не помогает. Наоборот – душит запредельными тарифами «Почты России». Полугодовая подписка на «АН» стоит, к примеру, 230 рублей. А «Почта России» берет за доставку еще 300. Всего – 530 рублей. То есть больше половины денег подписчиков достаются не редакциям, а госструктуре. При этом зарплаты почтальонов остаются мизерными. До них «газетные» деньги почему-то не доходят.

Такое же сложное положение во многих регионах и с розничным распространением. Благодаря праву выдавать разрешительную документацию на установку киосков на рынок допускается минимальное количество фирм. Как правило, тесно связанных с местными властями. Поэтому, скажем, в Питере «АН» нельзя купить в метро. Владелец сети видит в нас смертельного конкурента своим изданиям и осенен дружбой с властями. Не помогает даже антимонопольная служба, не говоря о всесильном президенте.

Эти же «киосковые монополисты» завышают до небес цены на газеты. Доля прибыли для них превышает 100–150%! Не хуже продажи водки или наркоты. Редакции работают только за себестоимость, получая прибыль от рекламы. Но и здесь «государство» давно и с удовольствием нас «топит».

Например, региональные власти щедро спонсируют бесплатные газеты. Разумеется, те усердно вылизывают голенища их сапог. При этом еще и перепечатывают с некоторыми изменениями статьи из наших газет, сделанные потом и кровью.

Особая история с государственной «Российской газетой». Она существует на госдотацию в 4 млрд. рублей. Имеет за счет этих дурных госденег очевидные антиконкурентные преимущества перед другими СМИ и активно собирает деньги на свободном рекламном рынке. а он совсем небольшой. По сути своей – как если бы госчиновнику с огромной зарплатой разрешили заниматься бизнесом, где и без него тесно.

А вот еще один «гвоздь» в гроб негосударственных изданий, которыми озаботился гарант Конституции. Как будто зная о готовящемся совещании, три главных бумкомбината страны одновременно повысили цену на бумагу. А ФАС молчит. Там, видно, и в голову не приходит, что ценовой сговор может быть не только у нефтяных монстров.

Результат известен. Такая государственная политика ведет к сокращению тиражей нужных обществу газет. Что предлагается взамен – знают и видят все. Но если в крохотное «Сколково» еще можно будет заманить десяток-другой чудаков из-за бугра, то сделать это со всей страной не получится. Столько желающих приехать в страну дураков не найдется.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram