Аргументы Недели → Политика № 9(199) от 11.03.2010

Больше губернаторов – хороших и разных

, 16:20

После ухода с губернаторского поста Э. Росселя и из президентского кресла М. Шаймиева новых отставок «ельцинских тяжеловесов» ждать осталось недолго. Об этом говорят журналисты так называемых «президентских» и «премьерских» пулов. Понятно, что они находятся в прямом контакте с командами В. Путина и Дм. Медведева и выводы делают по результатам прямого общения.

После тяжелого ожидания ухода М. Шаймиева и сравнительной легкости этого ухода в окружении «дуумвирата» сложилась консолидированная и жесткая установка: «Менять, менять и менять! Даже если временно нет адекватной замены».

В первую очередь речь идет о мэре Москвы Ю. Лужкове и президенте Башкортостана М. Рахимове. Это, так сказать, - вершина айсберга. Менее «раскрученные» фигуры особого напряжения в Кремле не вызывают. Но почти все те, кто просидел на своих постах более двух сроков, уже получили предупреждение. Им советуют уходить «подобру-поздорову». иначе будет хуже: без достойного трудоустройства где-нибудь в Совете Федерации.

Крепко сидит на своем кресле кемеровский губернатор Аман Тулеев. Говорят, ему благоволит премьер-министр. И неспроста - самый беспокойный в прошлом шахтерский район давно стал при г-не Тулееве «островом спокойствия». Чего не скажешь о Карелии. К ее руководителю С. Катанандову в Кремле давние претензии. Еще со времен погромов в Кандапоге. Называются и претенденты на замену. Это питерский банкир В. Скатин и член Совета Федерации от Карелии А. Нелидов.

Особняком стоят назначения в Северо-Кавказском федеральном округе. Как известно, Москва долго не могла решить, кому доверить тяжелейший регион - Дагестан. Дм. Медведев продвигал своего знакомого - М. Абдуллаева. Но председателем Госсовета Дагестана стал сын многолетнего руководителя республики Магомедали Магомедова - Магомедсалам Магомедов. Говорят, что интрига с его назначением и утверждением была чрезвычайно острой. Будто бы перед оглашением назначения он провел две недели под охраной Федеральной службы охраны из-за опасения попытки покушения на него.

Когда его назначение все же состоялось и было хорошо принято в Дагестане, в выигрыше оказался и президент Чеченской Республики Р. Кадыров. Сорокапятилетний М. Магомедов, как и Р. Кадыров, фактически наследовал пост руководителя республики. Г-н Кадыров стал в этом смысле не единственным, так что внимание к нему «по этому пункту» заметно снизится.

И второе. Внимание Федерального центра к Чечне должно ослабнуть на фоне дагестанских проблем. А значит, власть г-на Кадырова в Чечне еще более окрепнет. В том числе и по кадровым вопросам федерального значения.

Известно и то, что руководители Чечни и Дагестана давно дружат. По-видимому, в Москве сочли, что Р. Кадыров мог бы стать в какой-то степени и наставником М. Магомедова-младшего. Не исключено, что в случае кризисной ситуации в Дагестане на уничтожение местных террористов прибудут и чеченские силы антитеррора. Но ряд аналитиков считают, что новый дагестанский лидер получил из Москвы добро на создание собственных сил по борьбе с терроризмом и бандитизмом. Таких же, какими располагает и Р. Кадыров.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram