В понедельник В. Путин провел в Воронеже совещание по проблемам современных систем связи для армии. Он продолжил тем самым инвентаризацию оборонного комплекса, чему посвящал в минувшем году по одному дню в неделю. Заговорили даже о том, что именно с «оборонки» началась модернизация промышленности, о чем говорит президент.
В последние месяцы мы услышали о разработке новых стратегических ракет и бомбардировщиков, истребителя последнего поколения, танка совершенно нового облика и о подготовке к продолжению испытаний лучевого оружия. Главным же стало посещение премьером института им. Курчатова. Те, кому удалось побывать в его новых лабораториях, были шокированы чистотой и ультрасовременностью как оборудования, так и тем, принятых к разработке.
Директор центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, в частности, рассказал, что полным ходом идут работы на стыке нано-, био-, микро- и когнитивных технологий. Последние загадочные технологии изучают сознание, поведение человека, в том числе с нейрофизиологической точки зрения. В перспективе - создание «одушевленных» мыслительных систем и механизмов. В том числе - в интересах Министерства обороны.
На этом фоне какими-то малозаметными стали переговоры России и США по проблемам ядерного разоружения. Во всяком случае, сдачи Москвой позиций по этому вопросу, о чем говорили еще год назад, не случилось. Скорее - наоборот.
По нашим сведениям, это создало заметные трудности американской администрации. Для разрешения противоречий несколько дней назад совершили ночной визит в Москву заместитель госсекретаря США г-н Бернс и помощник президента Обамы г-н Макфол.
Как и предполагалось, в Вашингтоне очень обеспокоились заявлениями В. Путина во Владивостоке. Их суть в том, что в ответ на американскую глобальную систему ПРО мы развернем новые ударные наступательные системы. И неудачи с «Булавой» ничего не значат: новую ракету все равно доведут до ума. Да еще и воссоздадут свою систему ПРО по уничтожению боевых блоков на пассивном участке траектории. Сделать это могут в знаменитом КБ концерна ПВО «Алмаз-Антей». Развертывание противоспутникого оружия - тоже не проблема. Был бы госзаказ.
Недовольны американцы и тем, что российские переговорщики, в частности представитель МИДа г-н Антонов, оказались очень жесткими и неуступчивыми. Не исключено, что американцы привлекут к переговорам помощника Б. Обамы по вопросам национальной безопасности генерала Джоунса. Он слывет русофилом и до сих пор считает разрушение СССР ошибкой. Дружит с бывшим начальником Генштаба Ю. Балуевским.
На этом фоне в администрации США вновь возобновилась дискуссия о том, нужно ли продвигать в России демократию и западные ценности? Как это сделать, в Вашингтоне не понимают. Но в этом и для нас мало хорошего. Администрация Б. Обамы может вернуться к политике ультиматумов либо знакомого игнорирования интересов России. Пока же Вашингтон стремится строить свои отношения с нами в поиске совместных интересов.
Одним словом, еще немного, и политику США по отношению к Кремлю вновь начнут определять «ястребы». Главный из них - сторонник жесткой имперской политики США министр обороны Р. Гейтс.
Тем временем такое противостояние России и США ведет к усилению позиций таких растущих гигантов, как Индия и Китай. За спиной Москвы и Вашингтона они уже ведут секретные переговоры о системе международных расчетов. Следующий этап - о военно-техническом сотрудничестве с привлечением Бразилии и ЮАР.
Но контактам между нашими двумя странами это не помешает. В частности, в эти дни должно пройти заседание российско-американской рабочей группы по вопросам «гражданского общества». Говорят, что в качестве темы заседания российской стороне будто бы предложили тему «Права ребенка». Понятно, что это намного важнее для нас, чем сокращение числа ядерных боеголовок и даже импорт «ножек Буша».