В четверг 3 декабря в Москву с рабочим визитом прибывает министр иностранных дел Израиля Авигдор ЛИБЕРМАН. Накануне своего визита он любезно согласился ответить на вопросы главного редактора «Аргументов неделi» Андрея Угланова.
- Господин министр, до сих пор Израиль часто называли 51-м штатом США, но американский президент Барак Обама, похоже, в большей степени симпатизирует арабским странам, чем Израилю. Насколько это может отразиться на политическом положении вашей страны?
- Я думаю, вы ошибаетесь в оценке ситуации. Характер отношений между Израилем и США не менялся на протяжении десятков лет. И сегодня американская администрация видит в Израиле своего главного союзника на Ближнем Востоке, которому нет альтернативы, о чем неоднократно говорили президент США Барак Обама и госсекретарь Хиллари Клинтон. Положение нашей страны зависит совсем от других факторов, в частности от новой внешнеполитической линии израильского правительства.
- Могли бы вы в двух словах сформулировать основные задачи сегодняшней внешней политики Израиля?
- Изменения в международной политической и экономической сферах требуют пересмотра основных принципов израильской внешней политики, ухода с «палестинского трека» и разработки новых ее направлений. Необходимо наладить сотрудничество со странами, которые многие годы оставались «за бортом» израильских интересов. Речь идет о государствах Латинской Америки, Африки, Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной и Центральной Азии.
Помимо этого Израилю следует сосредоточить свои усилия на глобальных вопросах, объединяющих континенты, таких как воспроизводство энергии, охрана окружающей среды и т.п., особенно учитывая тот факт, что в этих сферах наша страна занимает ведущие позиции. Кроме того, политика, которой будет отныне придерживаться наше государство, заключается в абсолютной нетерпимости к проявлениям современного антисемитизма, в особенности когда на их фоне звучат призывы Ирана уничтожить Израиль.
- Еще один вопрос, касающийся событий, произошедших год назад в Южной Осетии. По какой причине Израиль, несмотря на предсказуемо негативное отношение к этому в Москве, вооружал Грузию и израильские специалисты готовили грузинских военных?
- Я должен подчеркнуть, что поставку оружия в Грузию и подготовку военных специалистов осуществляли частные компании, а не государственные структуры. Государство только следило за тем, чтобы соблюдались международные правовые нормы. Когда возникли предпосылки к эскалации конфликта, поставка израильского оружия Грузии была сразу прекращена.
- МО РФ приняло решение закупить израильские БПЛА (беспилотные летательные аппараты). Покупает ли Израиль что-либо из российской военной техники?
- Не думаю, что это тема для дискуссий в СМИ. У наших стран есть немало общих интересов и направлений, где мы уже сотрудничаем. Полагаю, что военно-техническое сотрудничество между нашими странами будет развиваться.
- Существуют ли связи между Еврейской автономной областью России и Израилем?
- Да, мы вообще стараемся развивать отношения со многими российскими регионами.
- Есть ли какие-то зримые результаты отмены визового режима между Россией и Израилем? Стали ли заметнее инвестиции в Израиль со стороны российских граждан?
- Отмена визового режима дала толчок к резкому увеличению туристического потока. Если раньше в Израиль за год приезжали 70-80 тысяч туристов из России - строгий визовый режим отпугивал многих, то теперь, несмотря на кризис, их количество значительно увеличилось. Достаточно сказать, что за первое полугодие 2009 года Израиль посетили 181,5 тысячи россиян, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выше на 6%. Ударным в этом смысле стал июль: поток туристов увеличился на 29% по сравнению с июлем прошлого года.
Увеличилось и число тех российских предпринимателей, которые заинтересованы во вложениях в израильскую экономику. В то же время хотел бы отметить, что процесс этот - взаимообразный: в российскую экономику инвестируют все большее число израильтян.
- Вы недавно вернулись в Израиль после участия в Генеральной Ассамблее ООН. Заметили ли вы как непосредственный участник этого процесса какие-то новые тренды в мировой политической жизни?
- Пожалуй, самым интересным было то, что палестинская тематика как в кулуарах, так и во время официальных заседаний практически не поднималась. Она не интересовала даже представителей мусульманских стран. Если данная тема и затрагивалась, то ее составляющую на переговорах я бы оценил не более чем в несколько процентов. Более 90 процентов внимания уделялось иранской проблеме и перспективам сотрудничества в области обороны и безопасности.
- Скажите, Авигдор, может ли выходец из России стать крупнейшим олигархом, премьер-министром или президентом Израиля?
- Как сказал Теодор Герцль, если ты чего-то действительно хочешь - это станет явью. Репатрианты из России совершили колоссальный прорыв, заняв ведущие места во многих отраслях израильской экономики, в том числе и в крупном бизнесе. В израильском правительстве четыре русскоязычных министра, четыре посла Государства Израиль говорят на русском языке. Партия «Наш дом Израиль», представляющая интересы новых репатриантов, на последних выборах стала третьей партией по количеству полученных мандатов и второй партией в коалиции. Я уверен, что очередные выборы позволят не просто закрепить завоеванные позиции, но и добиться новых успехов.
- Может ли в отдаленном будущем возникнуть какой-либо союз Израиля и России? Согласитесь, наши страны связаны почти так же, как США и Великобритания.
- Наши страны действительно тесно связаны, так как в Израиле живет миллион человек, говорящих по-русски. Я - последовательный сторонник укрепления связей с Россией. Благодаря усилиям партии «Наш дом Израиль» введен безвизовый режим между нашими странами, заключены соглашения, стимулирующие развитие двусторонних отношений. Потенциал этих отношений далеко не исчерпан. Недавно состоялось предварительное заседание российско-израильской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, сопредседателями которой являюсь я и первый вице-премьер правительства России Виктор Зубков.
Наметился существенный прогресс отношений в политической, экономической и культурной сферах. Идет интенсивная работа над экономическими соглашениями, такими как договор о защите инвестиций, научно-исследовательскому сотрудничеству, о сотрудничестве в области энергетики, сельского хозяйства, соглашение о сотрудничестве между Израилем и Россией в сфере социальной защищенности граждан и во многих других областях.
Кстати
Авигдор Либерман отправился в Москву через Афины
Во вторник 1 декабря Авигдор Либерман вылетел в Афины, где принял участие в конференции министров стран, входящих в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Во время визита в Грецию глава израильского внешнеполитического ведомства провел серию рабочих встреч с главой правительства и министром иностранных дел Греции Георгиосом Папандреу, а также с главой МИД России Сергеем Лавровым.
В среду вечером Авигдор Либерман отправился в Москву на заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, сопредседателем которой он является с израильской стороны. Во время пребывания в России глава израильской дипломатии встретится с первым вице-премьером Виктором Зубковым, являющимся сопредседателем вышеозначенной комиссии с российской стороны, а также проведет ряд дополнительных встреч.
Редакция благодарит пресс-службу партии «Наш дом Израиль»
и Константина Криницкого
за помощь в подготовке интервью