Аргументы Недели → Политика № 45(183) от 12.11.2009

Противолодочный самолет мог быть сбит

, 16:18

«Противолодочный самолет Ту-142М3, потерпевший крушение в Татарском проливе, потерял управление и упал в течение нескольких секунд, не успев передать SOS наземным службам. Тем более что он работал в режиме «радиомолчания», - рассказал «АН» на условиях анонимности высокопоставленный источник в Генеральном штабе России. - Экипаж выполнял разведполет и, возможно, был сбит ракетой системы «подлодка-воздух» или «поверхность-воздух».

«К сожалению, в последнее время сложилась ситуация шапкозакидательства. Разведка ходит в небо без сопровождения, без поддержки. Авиаполигоны расформированы, согласования по полетам нет. Это не «приведение» российской авиации к новому облику - это полная деградация нашей авиации поддержки», - заявил «АН» бывший сотрудник воздушной разведки ТОФ.

По мнению военных аналитиков, это интересная, но вряд ли правдоподобная версия. Ту‑142М3 - это дальний противолодочник. Если он и оснащался разведоборудованием, то это не основная его задача.

Самолет упал в море на 3-м развороте, при заходе на посадку в десятке километров от собственной авиабазы. В этот момент эскорту истребителей там делать нечего. Кто его там собьет? Чужие самолеты в 10 км от дальнего привода аэродрома - это уже война.

Запускаемых с подводных лодок зенитных ракет из подводного положения сейчас не существует. Лодка может использовать только ПЗРК, но стрелять им сложно. Надо сначала всплыть, достать комплекс, прицелиться за очень короткое время. За это время Ту-142М3 должен был сообщить о контакте с подлодкой, которую он обязательно бы обнаружил.

Сбить из ПЗРК 185-тонный самолет нереально и двумя ракетами. Его нелегко сбить даже более мощным комплексом, чтобы он сразу разрушился и не успел дать сигнал об атаке. Самое главное - зачем нужен такой риск? Какой смысл во всей этой операции?

Не правы также и те, кто считает, что самолет упал от старости. Данный самолет выпущен в 1990 г., имеет налет 700 часов. Это немного даже для истребителя.

Противолодочная авиация вернулась к нормальному режиму боевой работы только полтора года назад. Самолет недавно прошел ремонт, был исправен. Что же случилось? Ясно одно - все произошло быстро. Самолет был на высоте 700-1200 м и разворачивался. Если что-то случилось с двигателями, то экипаж был занят, спасая машину. Может, дело в качестве ремонта? Расследование покажет, хотя в истории Авиации ВМФ были случаи, когда так и не была точно выяснена причина трагедии.

Катапультных кресел для экипажа не предусмотрено. «Выйти» из Ту-142М3 на такой высоте летчики бы не успели.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram