Сегодня она осуществляется тремя путями - по морю, по воздуху и по прибрежной дороге Сочи - Сухуми. Все они не самые удобные, а зачастую и опасные: грузинские ВМФ и ВВС в любой момент могут атаковать с воздуха и моря любое транспортное средство. Но эта проблема, как оказалось, имеет очень эффективное решение.
После установления Абхазией контроля над Кодорским ущельем можно пробить к Сухуми новую короткую автодорогу из России. Она пройдет через Клухорский перевал от Северного приюта - курортного местечка Домбай (Карачаево-Черкессия) до Южного приюта - Республики Абхазия.
Если оглянуться назад, то речь идет о восстановлении так называемой Военно-Сухумской дороги. Она была проложена здесь еще в XIX веке и исчезла в 1946 году. Причина этого не вполне ясна, но дорога через Клухорский перевал была кратчайшим путем из России к Черноморскому побережью и портам как Абхазии, так и всей Грузии.
Расстояние от Сухуми до Черкесска составляет всего 274 км. Из них 170 км - со стороны Карачаево-Черкессии - это асфальтовая дорога. А 53 км со стороны Черного моря - обычная грунтовка, которой нужен ремонт. Так что восстановить придется лишь небольшой участок в 30 км через сам перевал. Сложностью в строительстве и эксплуатации этого участка дороги может стать ее высокогорное расположение. Наивысшая тока перевала - 2781 м. Но и эта трудность может быть успешно решена с помощью современных технологий строительства высокогорных дорог.
Выгоды от восстановления Военно-Сухумской дороги совершенно очевидны. Среди них:
- повышение безопасности региона Большого Сочи накануне проведения Олимпиады 2014 года;
- стабильность в обеспечении группировки российских войск в Абхазии;
- дублирование существующей наземной трассы Сочи - Сухуми;
- межгосударственный статус дороги станет серьезным поводом для повышения мер безопасности против враждебных действий властей Грузии.
Что касается минусов, то назвать их сложно. Да и касаются они в первую очередь властей Тбилиси.