За последние месяцы Дм. Медведев встречался с председателем КНР Ху Цзиньтао, министром обороны Китая Лян Гуанле, с председателем постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго и дважды с министром иностранных дел Ян Цзечи. Мало кто в мире может похвастаться таким вниманием со стороны российского руководства. Речи российского президента в ходе этих встреч были насыщены оборотами вроде «синхронизация нашей политики», «консультации по острым вопросам» и - куда уж без нее - «российско-китайская дружба».
Дипломатическая вежливость приобрела конкретику во время выступления Дм. Медведева в Хабаровске на совещании «партхозактива» Сибири и Дальнего Востока. Местному начальству было в четкой и недвусмысленной форме указано всячески развивать отношения с Китаем и более уважительно относиться к китайцам, которые селятся на нашей территории.
Многие оценили эти заявления как указания не мешать китайцам осваивать Дальний Восток. Одновременный призыв воспитывать у китайских поселенцев уважение к нашим законам можно воспринять как благое, но вряд ли исполнимое пожелание. Между тем, очевидно, что при «совместном» развитии сопредельных районов Китая и России безусловный приоритет будет иметь та сторона, у которой больше денег, людей, мощностей и технологий. То есть приоритет явно не за Россией.
Эксперты отмечают, что китайским направлением в последний год ведал вице-премьер И. Сечин. И его небезосновательно считают проводником путинских идей. Поэтому разворот президента в сторону Китая можно счесть признаком сближения Дм. Медведева и И. Сечина.