Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Политика № 21(159) от 28.05.2009

Врагов не ищем, а друзей ценим

, 15:50

США больше не враг

- Господин посол, совсем недавно весь мир с изумлением наблюдал за теплой встречей президентов Венесуэлы и США. Их братские рукопожатия явно выходили за рамки протокола. А ведь еще недавно Америка считалась едва ли не заклятым вашим врагом. Президент Чавес изменил своим принципам?

- Впервые в новейшей истории мы видим во главе США более современного президента. Г-н Обама не считает Латинскую Америку «задним двором» США и готов повернуться к нам лицом.

Венесуэла хотела бы стать «другом США, сохраняя при этом национальную гордость и суверенитет». Именно это было главной мыслью, которую президент Чавес постарался донести до Обамы.

Безусловно, в Каракасе не думают, что с Обамой США совершат радикальный разворот, как это сделала Россия в начале 90-х. Обама не руководит страной в одиночку. За ним стоят и неоднозначно настроенный Конгресс, многочисленные лобби и «коршуны войны». Но мы все же рассчитываем на умную и прагматичную позицию США. Поворот в сознании администрации США очевиден, и им нельзя не воспользоваться.

- Вы не устаете осуждать гегемонистские устремления США. В то же время Каракас сам стремится установить гегемонию в Латиноамериканском регионе.

- Побойтесь Бога! О каких гегемонистских устремлениях Венесуэлы вы говорите? Есть вполне естественное стремление к некоему региональному лидерству. Что в этом странного? Наша внешняя политика многополярна. Венесуэла не ищет врагов, но очень ценит друзей.

- Даже если США считают этих друзей членами «оси зла»?

- То, что мы дружим с Кубой или Ираном, не мешает нам оставаться одним из важнейших поставщиков нефти и нефтепродуктов для США.

- Однако «нельзя быть немножко беременным»...

- При умном и гибком подходе все возможно.

 

России нужно быть гибче

- Есть мнение, что Россия и Венесуэла как две нефте и газодержавы жесткие конкуренты, но уж никак не партнеры.

- Жесткая конкуренция между Россией и Венесуэлой в нефтяной сфере - миф не заинтересованных в нашем сотрудничестве сил.

Мы - настоящие партнеры в энергетике, а не конкуренты. Другое дело, что мы устали от схем «продажи зеркалец туземцам в обмен на изумруды и золото». Мы должны и стараемся работать с Россией и другими странами по принципу: «Выигрываешь сам - дай выиграть партнеру».

- Какова же оптимальная схема сотрудничества?

- Это СП по схеме разделенных прибылей. У Венесуэлы, представленной правительством, - от 60 до 75% акций. У партнера - российской компании - 25-40%. Это честно. Сейчас мы пытаемся запустить подобную схему на блоке Хунин-Аякучо (чрезвычайно перспективное месторождение нефти. - Прим. авт.). К примеру, «Газпром» участвует в оценке разведанных запасов, в разведке. Однако нас не совсем устраивают условия, на которых готова работать в Венесуэле эта флагманская компания.

Мы ждем от России большей гибкости, которую ваша страна никак не хочет демонстрировать, но которую, к примеру, демонстрирует Китай.

- А поподробнее?

- С Китаем мы создали Двусторонний банк развития. Китай легко и непринужденно вложил в уставный капитал около 4 миллиардов долларов, а мы - около 2 миллиардов долларов. С Россией создание подобного банка оговорено и зафиксировано в документах на самом высоком уровне еще осенью прошлого года. Но пока остается на бумаге. И максимум, на что пока готова Россия, - это 2 миллиарда долларов при нашем сопоставимом по объемам вложении.

- Что происходит с двусторонним торговым балансом?

- Он растет и в абсолютных, и в относительных цифрах. Однако катастрофически дефицитен для России. Мы продаем в Россию гораздо больше, чем у вас покупаем. Это нездоровая ситуация, которую мы, пока переломить так и не смогли.

- Господин посол, а есть ли международные или внутренние факторы, способные поставить крест или нанести непоправимый ущерб двусторонним отношениям?

- Я не вижу таковых. Надеюсь, вы не имеете в виду рукопожатия между Чавесом и Обамой. Мы ведем мультиполярную и прагматичную внешнюю политику, которая, как видите, постепенно дает свои плоды. Мы ни с кем не ссоримся, ни с кем не воюем и не собираемся воевать. Венесуэльская армия - это армия компактная, нацеленная на оборону. Армия, которая столетиями не пересекала границы республики.

- А зачем компактной обороняющейся армии десятки современных Су-30, которые Венесуэла недавно закупила у России, сотни тысяч автоматов Калашникова, штурмовые вертолеты? За минувшие два года ваша страна стала одним их главных покупателей российского оружия.

- В плане авиатехники мы в какой-то момент оказались в положении Кубы. Вашингтон отказывал нам в продаже запчастей к F-16, которых немало на вооружении наших ВВС. А оголять небо недопустимо. Все остальное приобретается в целях модернизации и обновления наших вооруженных сил, поддержания их в состоянии готовности защитить завоевания мирной Боливарианской революции.

Венесуэльская модель социализма

- Десять лет Боливарианской революции позади. Каков итог? Да и вообще, что это за революция - без единого выстрела?

- Одно из величайших достижений революции - это свержение власти олигархии и ее передача истинно народным представителям.

- Все чаще в программных выступлениях президента Чавеса звучит слово «социализм». Венесуэла решила отказаться от дикого капитализма, в котором жила десятилетиями, и резко повернуть «налево»?

- Во-первых, не резко. А во-вторых - не налево. Венесуэльцы уже давно поняли, что не существует ни «капитализма с человеческим лицом», ни «демократического империализма». То, к чему ведет страну Чавес, называется «социализм ХХI века».

- Что же это за социализм такой?

- Это планируемая и управляемая государством экономика, основанная на успешном развитии кооперативного движения, стабильном участии государства в социальном обеспечении населения. Это низкая детская смертность, высокая покупательная способность населения, снижение цен на фоне роста зарплат, минимальная безработица и резкое сокращение пропасти между богатыми и бедными.

- Сказка просто какая-то.

- Недавно ООН объявила Венесуэлу страной, в которой 98% населения имеют доступ к питьевой воде. Такого нет больше нигде в Латинской Америке. Средняя зарплата выросла за последние годы до 500 долларов и является одной из самых высоких в регионе. Детская смертность с 29 случаев на 1 тысячу родившихся в 2000 году упала до 19 на тысячу. Безработица упала с 16,6% в том же 2000 году до 6% в этом. Число крайне бедных - тех, кто живет на 1 доллар в день, - сократилось с 24,5 до 9,5% 25миллионного населения республики.

- Так кто же противится всем этим чудесам? С кем постоянно воюет Чавес, используя грозную полувоенную риторику и лексику?

- С отсталостью сознания и неготовностью олигархов сотрудничать с революцией. По меньшей мере одно поколение - 25 лет - необходимо для того, чтобы изменить сознание венесуэльца.

- Ну а что же делать с «несговорчивой» олигархией? Мочить в сортире?

- Не надо никого мочить. Мы - мирная страна. Боливарианская революция действует методом убеждения. Государство не отобрало ни боливара (национальная денежная единица Венесуэлы. - Прим. авт.) у олигархов. Многие делятся сами. Кто землей, кто бизнесом, кто деньгами.

- И сколько их? Половина?

- Пока, к сожалению, меньшинство. Но мы работаем в этом направлении.

- В конце апреля в Москве вновь начал работать Латиноамериканский культурный центр Симона Боливара.  Чем он порадует россиян?

- Грядут большие даты. В апреле 2010 года - 200-летие с начала свержения правления испанской короны в Венесуэле, в июле 2011 года - 200 лет со дня провозглашения независимости Венесуэлы.

К этим датам мы уже выйдем с Центром на полную мощность. А пока собираемся учить желающих современному испанскому языку, проводить фестивали кино, привозить из Венесуэлы и всей Латинской Америки лучшие музыкальные и театральные коллективы. Организуем электронную библиотеку, где любой желающий сможет получить полную информацию на интересующую его тему.

Очень важно - это будет не чисто венесуэльская, а латиноамериканская площадка. Она будет открыта для всех стран региона. В первую очередь для стран - членов альянса ALBA, в котором Россия хочет получить статус наблюдателя.

Не исключено, что уже в ближайшее время Центр решится (совместно с вашей газетой) издавать хотя бы раз в месяц интересный информационный бюллетень о Венесуэле, Латинской Америке, наших связях, культуре, музыке, литературе, кулинарии нашего яркого и многоцветного региона. Ну и многое другое.

Более подробно о возможностях и предложениях Центра читайте в следующих номерах «АН».

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram