- Андрей Алексеевич, в середине 90-х в «обозе» премьера В. Черномырдина я побывал в Китае, где на приморских территориях ковалось экономическое чудо Поднебесной. Свободная экономическая зона Шэньчжэнь, ее современные корпуса, просторные и светлые цеха произвели на всех довольно сильное впечатление. Было чисто и красиво. За стеклом сидели девушки в повязках и собирали какие-то микросхемы. В других цехах делались фирменные кроссовки. Вся продукция шла на экспорт. Государству удалось создать «машину», которая вытягивала внутренние ресурсы и превращала их в валюту. Смотрел на это, и зависть брала: как же так? Китайцы могут, а у нас одни разговоры и печальный опыт офшорных зон, по сути - финансовых «черных дыр»!
- Китай начал строить особые экономические зоны еще 20 лет назад. Всего - примерно 200 федеральных и очень много зон регионального и местного уровней.
В мире их около 3000. Во многих странах их называют специальными экономическими зонами. Благодаря им подняли свои экономики Сингапур, Арабские Эмираты. Только в Дубаи 18 таких зон. В США это знаменитая Силиконовая долина. У нас в России проект стартовал в июле 2005 года с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ». Тогда же было создано и наше агентство.
- Какие задачи поставило руководство страны?
- Главная государственная задача - диверсифицировать экономику и слезть с нефтяной иглы. Необходим прорыв в производстве. Для этого требуется, во-первых, современная инфраструктура: инженерная, транспортная, инновационная, социальная. Во-вторых, новые виды высокотехнологичной продукции. В-третьих, мощные производственные кластеры, обязательно высокорентабельные и высокопроизводительные. Премьер-министр Владимир Путин на это указывал неоднократно.
Для развития новых секторов экономики и создаются эти площадки.
На всем готовом
- Особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации. Здесь создан специальный или особый льготный режим администрирования и предпринимательской деятельности. В чем эти льготы выражаются?
- Первое - на территории зоны государство строит инфраструктуру. Бизнесмену не надо самому вкладывать средства в дороги, канализацию, воду, различные инженерные сооружения и коммуникации.
Второе - действует режим специальной таможенной зоны. Значит, можно закупать оборудование, комплектующие по сниженным таможенным пошлинам.
Третья преференция - это льготный налоговый режим. На 5 лет отменяются налоги на землю, имущество; на 4% снижается налог на прибыль; на какоето время отменяется налог на транспорт. Льготы не ахти какие. И это принципиально отличает сегодняшние ОСЗ от тех безналоговых офшорных зон, где в 90е предприятия совершали сделки и полностью уходили от налогов.
Четвертая, очень важная позиция в списке преференций ОЭЗ - система государственного администрирования. Так называемая система одного окна. 17 ведомств, в том числе федеральных, региональных, муниципальных, находятся на одной площадке и даже в общем помещении. Все вопросы предпринимателей решаются очень оперативно, с использованием автоматизированной системы, которую мы сами же специально разработали. Таможенная, миграционная, налоговая службы, земельный комитет задействованы одновременно. Срок выдачи разрешения на строительство - 2 недели. В больших городах на это уйдут месяцы, а то и годы.
- А коррупционная составляющая при решении чиновничьих вопросов учитывается?
- В том-то и дело, что у нас совершенно другие целевые установки, нет стимула создавать коррупционную кормушку. Когда к нам приходит инвестор, это мы его «облизываем» со всех сторон. Лишь бы он быстрей вложился в производство и, не снижая темпов, наладил выпуск продукции. Именно этими показателями оценивается наша деятельность. Практика показала, что модель очень эффективна. Она принципиально отличается в лучшую сторону от пресловутого офшора.
Сокращение бюджета - не повод расслабляться
- О масштабах великих дел красноречиво говорит бюджет, не так ли? Когда он маленький, то и дела невелики.
- На этот год по проекту госбюджета планировалось 16 миллиардов рублей.
- Это на все зоны? А много их у вас?
- Да, на все. Пока их 13 (2 - промышленнопроизводственные, 4 - инновационные или техниковнедренческие и 7 - туристскорекреационных). Планируется создание еще 3 портовых зон. Финансирование всех идет из федерального, а также из региональных и местных бюджетов.
- В связи с экономическими трудностями сумму сократили?
- Вдвое. Но, невзирая на временные трудности, продолжаем работать. За 3 года действия проекта мы освоили 33 миллиарда рублей. На эти деньги построено 150 объектов.
- Миллиард долларов - это половина стоимости крупного авианосца!
- На примере Дубны можно увидеть реальные результаты вложений. Там построен инновационный комплекс из 5 корпусов площадью 60 тысяч квадратных метров. Это и конгресс-центр, и инновационно-технологический центр, центр трансфера технологий, управления интеллектуальными ресурсами; лаборатории, бизнес-инкубатор.
- А люди там уже присутствуют? Или только в перспективе?
- Все работает и развивается. Мы сами себе разработали целевые установки, а правительство их утвердило. От 13 зон должны получить к 2020 году 600 миллиардов рублей привлеченных инвестиций. Создать 140 тысяч новых рабочих мест. Цифра достаточно серьезная. Для этого предстоит привлечь тысячи инвесторов. Выпустить продукции на 5 триллионов рублей. И в итоге от этой цифры заплатить в консолидированный (общий) бюджет около 1 триллиона рублей налогов. При этом на реализацию проекта, чтобы полностью построить инфраструктуру всех 13 зон, нам нужно 250 миллиардов рублей. По нашим расчетам, к 2016-2017 годам налоги, поступившие в бюджет, покроют все затраты государства.
Процесс пошел
- Это ваши планы. А что работает уже сегодня?
- У нас зарегистрированы в качестве резидентов 173 компании. Ими заявлен объем инвестиций 142 миллиарда рублей. Из этих средств, которые пойдут на строительство заводов, закупку оборудования, в прошлом году резидентами уже проинвестировано 17 миллиардов. За период действия правила ОЭЗ, т.е. за 20 лет, только эти компании произведут продукции на сумму около 2 триллионов рублей!
- А компании иностранные или российские?
- Из 173 компаний 25 - с иностранным участием из 18 стран мира: США, Германии, Франции, Бельгии, очень много из Италии. Надо отметить, что любая компания - иностранная она или российская - создает юридическое лицо в районе, расположенном на территории действия ОЭЗ, и становится на налоговый учет в том же районе. Среди этих 25 есть компании и со 100%ным участием иностранного капитала.
- Там есть фирмы с мировым именем?
- В Татарстане уже построен завод и налажено производство грузовиков знаменитой японской компании «Исудзу». Там же известная фирма «Роквелл» собирается строить самый крупный в Европе завод по производству строительных теплоизоляционных материалов из минерального волокна. В Липецкую ОЭЗ совсем недавно, невзирая на кризис, пришла шинная компания «Йокогама» и начинает строить мощный завод производительностью 4 миллиона автопокрышек. Липецк, кстати, очень облюбовали итальянцы, которые построили там уже 4 завода.
В прошлом году предприятия ОЭЗ выдали первую продукцию на сумму 11 миллиардов рублей. Динамика нарастания производства будет ежегодно увеличиваться более чем в два раза. Мы просчитали: темпы не снизятся, даже несмотря на то, что приходится работать в условиях мирового кризиса.
Уникальные места с удобствами во дворе
- У нас уникальная страна по количеству редких природных объектов. Но приехать куда-нибудь мешает отсутствие нормальной туристической инфраструктуры. Те же Египет и Турцию ежегодно посещают более 2,5 миллиона человек из России. Они везут туда миллиарды долларов - вместо того чтобы потратить их у себя дома.
- Потому и была поставлена задача развивать туристическую инфраструктуру. Для начала создаются 7 туристско-рекреационных зон в уникальных местах.
Самая западная зона в Калининградской области на территории национального парка «Куршская коса». Очень интересная площадка на Черном море рядом с городом Анапа. Там на территории 800 га появится мощный туристический комплекс с шестикилометровым пляжем. Третья зона - в районе Кавказских Минеральных Вод под Пятигорском. 2 зоны на Алтае и 2 - на Байкале.
Впервые в нашей стране будет построена туристическая инфраструктура с системным подходом. Начиная от разработки концепции «Кто туда поедет? Какая должна быть стоимость отдыха?». Задача так и ставилась: перенаправить из Египта и Турции около 10% всего потока наших отпускников в туристический комплекс в Анапе. А это 250 тысяч отдыхающих. На Алтайских и Байкальских комплексах планируется принимать чуть меньше: 130-150 тысяч человек ежегодно.
На огромных территориях будет выстроено буквально все, а не только карликовые гостиницы. Государство строит здесь дороги, проводит электричество, связь, канализацию, а бизнес строит непосредственно коммерческие объекты.
- Мировые гостиничные сети типа «Мариотт», «Хилтон» свои щупальца туда протягивают?
- Надо сказать, что туристические зоны стартовали позже остальных. Еще и 2 лет нет, как мы ими занимаемся. После этапа проектирования приступили к строительству инфраструктуры. И сейчас активно начался процесс работы с инвесторами. Первые 18 зарегистрированных резидентов запланировали проинвестировать 11 миллиардов рублей.
- На каком-то из ваших объектов уже можно увидеть результаты или даже отдохнуть?
- На Алтае. «Бирюзовая Катунь» - среди передовых. Там вырыто искусственное озеро. Зимой работает горнолыжный комплекс со склонами до 3 км. За прошлый год «Бирюзовую Катунь» посетили уже около 130 тысяч человек. В основном это жители близлежащих сибирских городов: Барнаула, Омска, Томска, Новосибирска, Кемерова. Правда, не всех, кто приезжает, можно назвать туристами. Многие проводят там время и уезжают, не переночевав, так как весь гостиничный комплекс еще не достроен.
- Но это временные трудности?
- Конечно. При помощи Минтранса мы развиваем и аэропорты. В частности, для алтайских зон идет реконструкция взлетно-посадочных полос в Горно-Алтайске, Бийске, Барнауле. Длина полосы будет увеличена, и это позволит принимать прямые рейсы из Москвы и Петербурга. Например, в Бурятии создание Байкальской зоны помогло придать аэропорту в Улан-Удэ статус международного.
Собственных сил у регионов для такого прорыва, конечно, не хватило бы.
- Недавно был на Байкале. В гостинице на берегу для всех было устроено общее отхожее место, вода из крана еле текла. А где гарантии, что все ваши начинания не закончатся тем же?
- Мы создаем совершенно новый тип инфраструктуры. Отели, которые будут строиться в наших зонах, должны соответствовать всем международным требованиям.
- Но тогда эти комплексы должны строить и обслуживать организации с соответствующей международной репутацией.
- Да, мы столкнулись с проблемой подготовки кадров, хотя это находилось и не в нашей компетенции. Действительно, и отлично выстроенный 5-звездочный отель долго не протянет, если за ним будет присматривать «дядя Вася» с советскими понятиями о сервисе.
- И через 2-3 года все опустит до нуля. Туристы будут, как и сейчас, «жрать водку и безобразничать на природе».
- Чтобы этого не случилось, разработана программа подготовки кадров, начиная от горничных и заканчивая топменеджерами. Для 7 зон потребуется 20 тысяч специалистов. Подключаем университеты, и международные в том числе. Например, в Академию туризма в Сингапуре направили на обучение уже несколько групп. Международную практику будем внедрять очень активно.
Инновационная заточка
- Кроме зон, где показатели осязаемы, что происходит в области научного прогресса?
- Следующий вид особых экономических зон - технико-внедренческие. В агентстве их называют инновационными. Потому что они «заточены» на стратегическое инновационное развитие нашей экономики. В Дубне, Томске, Санкт-Петербурге и Москве (г. Зеленоград) создаются и регистрируются компании. Они занимаются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, изготовлением опытных партий и внедрением технологий.
- В наших вузах, особенно технических, много талантливых ребят. Они творят, придумывают новые технологии, а потом не знают - что с этим делать. Попытки создать опытное предприятие при вузе заканчиваются иной раз обвинениями в незаконном предпринимательстве. Может ли тот же физтех или МАИ, скажем, в Дубне или Зеленограде открыть фирму и заниматься своими разработками?
- Мы и выстраиваем с вузами такую систему. Закон не запрещает специалистам институтов и университетов создавать коммерческие предприятия и заниматься научными исследованиями и внедрением своих разработок. Но для этого нужна база.
- Когда нас прочитают в том же Томске или в других городах, где учатся башковитые ребята, у них возникнет вопрос: а как бы нам приобщиться и куда надо обратиться?
- В особых экономических зонах существуют территориальные управления нашего агентства. Кстати, при участии специалистов того же Томского университета, знаменитого Института ядерных исследований в Дубне уже созданы компаниирезиденты. Они успешно работают.
В частности, в Дубне начнут выпускать трековые мембраны с наноотверстиями для очистки крови. Это будет предприятие с самыми лучшими технологиями в мире.
В начале разговора вы упомянули китайских девушек, которые сидели за стеклом в масках. В наших лабораториях в Дубне тоже уже сидят девушки в масках и работают с уникальными нано-мембранами.
- Да, за 20 лет китайские маски дошли и до нас...
Китайское экономическое чудо
Быстрый прорыв Китая во многих областях стал возможным именно благодаря эффективной работе особых экономических зон. Их создание сработало одновременно и на внутренние реформы и на реализацию политики внешнеэкономической открытости Китая. Начиная с 1980 г. Китай создал пять таких зон: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямынь, Хайнань. Сказочно льготные условия, созданные там для инвесторов, сработали безотказно.