Говорят, что гражданские специалисты, которых привел в Минобороны Анатолий Сердюков, предложили еще один вариант реформирования Вооруженных сил России, - рассказал «АН» источник в Генштабе РФ. - Согласно ему, Генеральный штаб перестает функционировать как единый организм. Вместо него по американскому образцу будет создан Комитет начальников штабов (КНШ) и Объединенный штаб (ОШ). А также министерства или департаменты видов ВС и их штабы. Пока непонятно, кому будет подчинена вся эта совершенно новая для Российской армии структура. Вполне возможно, что оперативно она будет замыкаться на Совет безопасности России или лично на Президента России.
Подобная структура функционирует в военном управлении США больше 60 лет и вполне доказала свою эффективность.
КНШ в США был создан в 1947 г. в соответствии с «Законом о национальной безопасности». Был сформирован и постоянный Объединенный штаб со штатным расписанием в 100 офицеров. Затем численность штатного расписания постоянно увеличивалась. Сейчас в ОШ служит примерно полторы тысячи человек, из них тысяча военных и 500 - гражданских специалистов. В настоящее время членами КНШ помимо председателя и его заместителя являются начальники штабов сухопутных войск, ВВС, ВМС и комендант морской пехоты. Все они - четырехзвездные генералы или адмиралы, которые исполняют свои обязанности два двухлетних срока.
В США начальники штабов видов ВС не включены в цепочку оперативного управления войсками. Эти задачи возложены на командующих объединенными (географическими или функциональными) командованиями, получающими приказы напрямую от президента через министра обороны, минуя КНШ.
Мнения российских военных экспертов на новую инициативу реформирования Минобороны разделились.
- Такая реформа Генштабу не только не нужна, а просто невозможна. Это разрушит всю вертикаль военного управления и всю ее преемственность. Американские военные еще в советское время завидовали трем особенностям нашей армии: ее призывному характеру, наличию Генерального штаба как основного органа военного управления вооруженными силами и системе взаимодействия между видами и родами войск, - рассказал «АН» вицепрезидент Коллегии военных экспертов генералмайор Александр Владимиров. - Армии России и США исторически имеют принципиально разное предназначение. Наша армия обеспечивает суверенитет страны во внешней и внутренней сферах и защиту ее национальной территории при ведении боевых действий первоначально на своей территории. Такая предназначенность и структура Вооруженных сил России требует жесткой централизации управления войсками. Выполнению такой задачи почти идеально соответствует Генеральный штаб ВС РФ.
- Армия США изначально предназначена для ведения боевых действий на чужих, в основном заморских территориях, и ведения боевых действий отдельными группировками войск экспедиционного плана. То есть группировками, формируемыми специально для конкретной войны, в конкретном регионе и на конкретно определенное время, - продолжает Владимиров. - Для этого основную нагрузку по управлению региональными войнами несут соответствующие региональные командования.
В то же время полковник ГРУ в отставке, член Общественного совета при Министерстве обороны РФ, член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков считает, что такое реформирование ГШ принесло бы пользу.
- Я сторонник системы КНШ в России. Тогда вся власть будет в руках одного человека - министра обороны. Именно сейчас, когда проводится радикальная военная реформа, такая власть принесла бы пользу, - заявил «АН» полковник Шлыков. - Сейчас министр обороны фактически один, а проведение необходимых преобразований порой саботируется высшими генералами. Система КНШ позволит выстроить реальное единоначалие в российском военном ведомстве. Но проведение подобных радикальных военных реформ должно проводиться с большей открытостью. С необходимостью прислушиваться к экспертному сообществу, так как совершаются ошибки, которых, увы, не избежать при таком реформировании еще советской военной машины.