То,что в первоначальном виде бюджет нереален, стало понятно еще осенью. Работа над секвестированием велась с декабря прошлого года. Вокруг сокращения расходов разгорелась нешуточная борьба. Это и объясняет, почему бюджет до сих пор не только не принят, но даже еще не вынесен на рассмотрение в Госдуму.
Скорее всего, секвестирование пройдет в два приема. Сначала на 20%, а летом-осенью, глядя на результаты, возможно дополнительное сокращение госассигнований.
Прогнозы, на которых строится новый бюджет, радужными не назовешь. Инфляция в 13-14%, сокращение ВВП на 5%, падение промышленных цен на 20%, рост доли «плохих» кредитов в банковской сфере до 10% их активов.
Первоначально, чтобы поддержать экономику страны, планировалось использовать средства Фонда национального благосостояния. Однако под давлением обстоятельств решено вскрыть и кубышку Резервного фонда. Всего за год будет потрачено 55% Резервного фонда и 25,1% ФНБ. Это означает, что бюджет‑2010 будет еще более жестким.
Тем временем падают и доходы государства. Из-за падения цен на нефть доходная часть бюджета сократилась на 42%.
В этих условиях правительству придется затянуть пояса и беспощадно резать все возможные расходы, в том числе предусмотренные старой версией бюджета. Минфин РФ планирует секвестировать расходы на 1 трлн. рублей. При этом социальные обязательства бюджета пока решено не сокращать, по новой версии они составят порядка 5 трлн. рублей.
В первую очередь сокращения коснутся всех инвестиционных проектов, в том числе в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. А также части федеральных целевых программ и расходов на содержание аппарата управления органов власти, включая премии, льготы и т.п. Их общий объем составит 25%.
Недавно группа А. Аузана, возглавляющего Институт национального проекта, представила Дм. Медведеву отчет о перспективах финансовой системы страны. По их мнению, к осени можно ждать полного обрушения российской банковской системы. Эксперты склонны согласиться с этим апокалипсическим прогнозом. Уже этой весной следует ожидать второй волны кризиса на мировых финансовых рынках, связанных с обрушением пенсионных фондов. В апреле российские банки ждет новый виток снижения ликвидности, а к сентябрю большая часть региональных и многие коммерческие банки не смогут выполнять расчетно-кассовые операции, начнутся массовые задержки платежей.
В свете этих прогнозов решение направить очередную порцию денег на спасение банковского сектора выглядит оправданным. 1,5 трлн. руб. потребуется на рекапитализацию банков. Причем треть этих средств пойдет на создание резервов в трех китах российской банковской сферы - Сбербанке, ВТБ и Россельхозбанке.
Все эти меры довольно предсказуемы. А вот проект изъятия у двух госкорпораций - «Роснано» и фонда ЖКХ - 164 млрд. руб. неиспользуемых средств уставного фонда был весьма неожиданным.
По мнению экспертов, В. Путин упустил момент, когда можно было уйти с поста председателя Правительства РФ с последующим досрочным переизбранием Президентом РФ. Теперь ему придется нести на себе всю тяжесть антикризисных мер и растягивать имеющиеся средства до 2012 года.
Перед премьер-министром стоит сложная задача. С одной стороны, надо умерить аппетиты промышленных лоббистов, чтобы продержаться до 2012 года. А с другой - сохранить их поддержку, не отлучая от государственного пирога окончательно. Оставшееся до принятия бюджета время будет насыщено интенсивной подковерной борьбой за доступ к государственным деньгам.