Дело в том, что сейчас в Узбекистане нет явного претендента на кресло главы государства. Зато есть четыре формирования, готовых всеми возможными способами пробивать дорогу в лидеры своим представителям. Это самаркандская, ташкентская, ферганская группировки, а также так называемое исламистское сопротивление.
Между ними будет вестись не только чисто политическое противостояние, но не исключена даже вооруженная борьба. Очевидного превосходства пока ни у кого из них нет. А значит, легкого дележа наследства не получится. Много зависит от того, чью сторону примут «внешние игроки»: Китай, США, ЕС и Россия. По утверждению некоторых аналитиков, у последней - наименьшие шансы сказать свое веское слово. Зато китайское влияние растет - благодаря экономической подпитке.
Что касается ЕС и США - то там сейчас исповедуют прагматический подход. Раньше они много говорили о защите прав человека и демократии. Сегодня позиция изменилась. Один американский деятель даже заявил: строить демократическое общество в Узбекистане - все равно что по примеру советских агрономов учить эфиопских коллег растить кукурузу.
Американцы предпочитают действовать иными способами. К ним на учебу все чаще едут студенты - будущая узбекская элита. Много стажеров приглашается в различные фирмы США: вместе со знаниями закладываются соответствующая идеология и образ мышления. В ЕС поступают примерно так же. Только там вдобавок ко всему всячески лелеют узбекскую оппозицию. В расчете, разумеется, на то, что после ухода Каримова кто-то из поддерживаемых сегодня оппозиционеров займет его место. И сможет «вернуть должок».