Здешний порт с глубиной фарватера в 19 м не замерзает зимой. Он способен принимать все типы судов грузоподъемностью до 50 тыс. тонн и переваливать любые грузы. До 1990 г. здесь действовал главный учебный центр ВМФ СССР, готовивший экипажи подводных лодок. На все происходящее с лютой завистью смотрит экс-премьер Эстонии Тийт Вяхи, основной владелец простаивающего порта в Силламяэ, где глубина фарватера всего лишь 16 метров.
Военно-морской базе в Палдиски даже гитлеровцы, временно оккупировавшие советскую Эстонию, не давали простаивать, оценив прозорливость Петра Первого. В 1718 г. царь-реформатор основал здесь верфь и военную гавань, выстроенные по его проектам. Но в независимой Эстонии все это хозяйство долгое время было никому не нужно. С 1991 г. население города уменьшилось с 8,1 тыс. до 4170 человек, из которых эстонцы составляют ничтожное меньшинство.
Заокеанские хозяева неспроста появились на бывшей базе Балтийского флота. Теперь они прокладывают широкую современную автотрассу от Палдиски к Эмари. Это аэродром рядом с Тарту, где когда-то базировалась дивизия бомбардировщиков генерала Джохара Дудаева. Авиабаза была крупнейшей в Восточной Европе после подмосковного аэродрома «Чкаловский». Из Эмари взлетали тяжелые стратегические ядерные бомбардировщики Ту-95, и поныне состоящие на вооружении ВВС России. Взлетно-посадочная полоса длиной 2400 м простаивала двадцать лет. Теперь нужно изрядно потрудиться, чтобы вернуть ей работоспособность. А до того как это случится - военные самолеты НАТО летают вдоль границ балтийских стран с Россией, поднимаясь с литовских аэродромов.
Понятно, что гавань в Палдиски расширяют не для минных тральщиков, подаренных Германией эстонцам. Хотя и тральщики очень недурны и еще послужат минными заградителями, когда поступит приказ запирать корабли Балтийского флота России в Финском и Калининградском заливах. Но целая гавань для них - слишком жирно.
Тем временем экономика Эстонии сегодня в параличе. Государственная касса по безработице ежемесячно выплачивает до пятисот пособий по коллективному сокращению. Все стройки заморожены, а строители уезжают на заработки кто куда.
Продукты в Эстонии по сравнению с сентябрем прошлого года подорожали на 17,4%, промышленные товары - на 5,3, а услуги - на 10,3%. Число людей, неспособных вернуть не только банковские кредиты, но и уплатить по коммунальным счетам, увеличилось за год на 40%.
Министры правящей коалиции отчаянно пытаются «не замечать» экономического спада. Но в сентябре собрано налогов на 278 млн. крон меньше, чем в прошлом году. Одинаково плохо собираются и налог с оборота, и подоходный налог. Проблематичным стало обеспечение бюджета.
А стоит хоть раз не заплатить зарплаты бюджетникам, и получишь миленький правительственный кризис. В Эстонии в бюджетной сфере работают только эстонцы. До ужаса боясь негодования избирателей, правительство выпросило у Центробанка ЕС разрешение напечатать и запустить в обращение около 3 млрд. крон. Банкиры во Франкфурте чертыхнулись: «Последний раз позволяем этим чухонским хулиганам нарушать правила поведения в ЕС!»
Страна, еще недавно выглядевшая вполне довольной уготованной ей политиками ролью перевалочной базы чужих товаров и чужих денег, «Сингапуром на Балтике» так и не стала.
Но кипят стройки, финансируемые американцами, сулящие для туземцев от 15 до 20 тыс. рабочих мест. И радуются, глядя на них, сердца депутатов и министров правящей в Таллине коалиции.