Одновременно с кризисом проходили четыре раунда теледебатов (из них один - у кандидатов в вице-президенты). На них Маккейн часто был не менее красноречив, чем его противник, приводил больше конкурентных и жизненных примеров, выстраивал с первого взгляда вполне логичные схемы решения тех или иных проблем. Обама на все это возражал стандартными фразами «избрание Маккейна - это продолжение политики Буша» и «республиканцы завели страну в тупик». И в ситуации кризиса этого было вполне достаточно, чтобы выиграть все дебаты. За более чем 100 лет известен лишь один случай, когда действующая администрация выигрывала выборы на фоне экономического кризиса - это переизбрание Т. Рузвельта в 1904 году.
Рейтинги обоих кандидатов последние три кризисные недели колеблются в одном и том же диапазоне. Это значит, что, если не произойдет ничего неожиданного, Обама должен опередить Маккейна на 6-8%. В этом случае Маккейну гарантирована победа лишь в 23 штатах со 189 выборщиками, еще 3 штата (Флорида, Огайо, Миссури) с 58 выборщиками сейчас колеблются (по одним опросам здесь лидирует Обама, по другим - Маккейн), а в 24 штатах с 291 выборщиком гарантирована победа Обамы.
С таким отставанием у Маккейна нет никаких шансов на победу. Впрочем, если ему удастся сократить преимущество Обамы хотя бы на пару-тройку процентов, то некоторые шансы у него могут появиться. Связаны они с двумя факторами.
Во-первых, электорат Маккейна более активен на выборах. Сторонники республиканцев - это мужчины, пожилые люди, а также коренные жители, не склонные покидать места постоянной регистрации никогда, а тем более в день выборов. Сторонники же демократов - женщины, молодежь, эмигранты, то есть люди, которые с большей вероятностью могут проигнорировать выборы либо просто не попасть на избирательный участок.
Вторая надежда Маккейна может быть связана с тем, что в США хотя и мало неопределившихся (не более 4-5%, да и голосуют они обычно за «мелких» кандидатов), но зато много тех, кто симпатизирует двум главным кандидатам одновременно. В опросах многие из них говорили, что склонны голосовать за обещающего перемены Обаму. Но в то же время признавались, что Маккейн как личность вызывает у них больше доверия и меньше сомнений, чем чернокожий демократ мусульманского происхождения.
Поэтому аналитики все больше обсуждают не то, кто станет президентом США (раз это уже ясно), а команду Барака Обамы. Замом госсекретаря может стать руководитель его группы советников по Европе и России Майкл Макфол. Он уже заявил себя сторонником принятия России в ВТО и противником установления американских ПРО в Польше и Чехии. Не так давно он был в РФ и встречался с главой Института современного развития (совет которого возглавляет Д. Медведев) Игорем Юргенсом и замглавы аппарата Правительства РФ, отвечающего за внешнюю политику (бывшим послом РФ в США) Юрием Ушаковым. Макфолу также приписывают личное знакомство с правой рукой В. Путина Игорем Сечиным. А когда В. Ющенко недавно приезжал в Вашингтон, якобы именно Макфол отговорил Обаму встречаться с «обанкротившимся политиком». Он же якобы уговаривает Обаму взять курс на замену неадекватного М. Саакашвили на здравомыслящую Н. Бурджанадзе.
А одним из кандидатов на пост госсекретаря является нынешний координатор штаба Обамы по нацбезопасности Денис Макдоноу - сторонник сокращения военных расходов и объявления точной даты вывода войск из Ирака.
Впрочем, есть среди советников Обамы и знаменитый Збигнев Бжезинский - главный идеолог ослабления России, необходимости полного отрыва Украины от России («тогда Россия как империя уже никогда не возродится»), а также создания вокруг нашей страны пояса враждебных государств, возглавляемых агентами ЦРУ (Прибалтика, Украина, Грузия). Советником Обамы по внешней политике является и Марк Бжезинский - сын Збигнева.