Демократическая квота в Государственную Думу до 1999 г. выбиралась аккуратно. Этого требовали кремлевские интересы - без демократического представительства России просто не стали бы выделять кредиты по линии МВФ.
Недавно этому же испытанию, кстати, должен был подвергнуться в Белоруссии А. Лукашенко. Однако он, как известно, избежал участи перманентно демократизируемой «оранжевой» Украины. К тому же сумел при 900 наблюдателях не провести в парламент ни одного оппозиционера.
После 2000-2003 гг. необходимость в кредитах, по известным обстоятельствам, отпала. А руководители либеральных проектов (в частности, СПС) потери интереса к себе со стороны тогдашнего руководства страны то ли не почувствовали, то ли не придали этому значения... Поэтому настоящим шоком и стали результаты 2003 года, когда ни «Яблоко», ни СПС в Думу не прошли. Из представителей возмущенной либерально-демократической общественности только Анатолий Чубайс понимающе усмехался: время процентных надбавок для демструктур прошло, посчитали «так, как есть»...
Так что и «Яблоко», и СПС оказались в ситуации уполномоченных банков 1990-х, которые «поднялись» на бюджетных и западных кредитных средствах. В этом смысле СПС и «Яблоко» остались в ельцинском ледниковом политическом периоде. Их руководство так и не смогло наладить самостоятельное устойчивое финансирование. Особенно после того, как был осужден Михаил Ходорковский.
Финансовый кризис усугубился и кризисом идей. Только этим можно объяснить фатальные для СПС метания в левом секторе и по площадке радикалов в ходе избирательной кампании 2007 года. Понятно, что участие в маршах «Другой России» было мелкой местью Кремлю. Но в результате либералы потеряли часть даже того электората, который считали «железно» своим. А Кремль сделал вид, что ничего не заметил...
Как честный самурай, Никита Белых предложил свою политическую отставку. Но партийное начальство ее поначалу не приняло. И лидер до поры до времени остался на своем посту, пытаясь реструктурировать гигантскую задолженность СПС перед госбюджетом.
Этого сделать не удалось, хотя усилия предпринимались героические. Теперь банкротство СПС - дело практически решенное. Так что речь идет не о смене бренда, а о «ликвидации компании с долгами». Причем ЦИК, судя по всему, не намерен прощать эти обязательства, так что уйти в провинциальную политическую заводь с большой воды Никите Белых не дадут.
При этом бедственное положение г-на Белых может быть использовано той частью непримиримой оппозиции, которая клеймит Кремль за любые формы административного воздействия. А это, конечно, не будет способствовать гуманизации ситуации вокруг бывшего руководства партии. Так что без политических жертв здесь не обойтись.
Шахматная партия Кремля с оппозиционными «Яблоком» и СПС завершается в пользу первого. В результате несложной комбинации удалось сменить «первый состав» лидеров оппозиции. Их согнали в один загон - организовывать новую демократическую коалицию.