Вялотекущая катастрофа в Ираке показала исчерпанность этой стратегии. США утратили способность подавлять противников военным путем. И «экспорт нестабильности» выродился в «экспорт хаоса».
Осознание этого стало фундаментом новой стратегии США - «хаотизации противника». Ее суть: затратный контроль за развитием конкурирующего общества излишен. Его достаточно поддерживать в состоянии хаоса, чтобы оно не могло быть не только угрозой, но даже оппонентом США.
Стратегия разработана под патронажем вице-президента США Д. Чейни. Ее реализация была начата в апреле 2007 г. его прямыми переговорами с лидерами «Аль‑Каиды». Но сотрудники Чейни, шокированные переговорами и их содержанием, организовали утечку информации. Так пленка с записью переговоров попала на американское телевидение. Скандал удалось потушить титаническими закулисными усилиями. Но опасность ее обнародования была слишком велика, и осуществление стратегии затормозилось.
Она вошла в активную фазу летом 2008 г., когда представители американских властей все же достигли соглашения с организованной частью «Аль‑Каиды». Речь шла о переориентации последней с Ирака на Иран. И особенно - на Пакистан, где она должна остановить экспансию Китая в регион.
Для этого создаются благоприятные условия: 18 августа 2008 г. под давлением США единственный человек в Пакистане, способный сдерживать исламистов - президент Мушарраф, - покинул свой пост. Инструмент сдерживания «Аль‑Каиды» - межведомственная разведка ISI - была сразу же передана из ведения Минобороны под контроль МВД. Что понизило ее эффективность и статус, а американские стратеги не скрывают намерения добиться ее ликвидации до конца 2008 года.
Непосредственная цель - глубоководный порт Гвадар, строящийся китайцами в Пакистане в соответствии с межгосударственным соглашением, заключенным еще в апреле 2001 года. Этот порт призван стать крупнейшим в регионе и полностью контролируемым Китаем центром перевалки нефти, в том числе иранской. А в перспективе - и газа, который может быть направлен по трубопроводу из Туркмении.
Объективно задача США - дестабилизация ситуации в Пакистане до такой степени, чтобы работа порта Гвадар стала невозможной, а сам он, желательно, разрушен. На первом этапе направляемая ими «Аль‑Каида» начнет террор против китайских специалистов в Пакистане) и в районе порта Гвадар в особенности.
По плану, реализация которого началась уходом Мушаррафа, в Пакистане возникнет два квазигосударственных исламистских этнических образования. Это Вазиристан на северо-западе - границе с Афганистаном. Территория уже около двух лет не контролируется центральными властями Пакистана. И Белуджистан - основная часть Пакистана и существенная часть территории Ирана. Пакистан должен стать «зоной хаоса», за исключением Исламабада и его окрестностей, куда войдут американские войска. Мощности по производству ядерного оружия будут уничтожены в ходе беспорядков.
Дестабилизация Пакистана и Ирака (после вывода американских войск) дестабилизирует расположенный между ними Иран. Это отвлечет на противодействие хаосу все его силы, исключив тем самым его из числа самостоятельных участников мировой политики. Создание масштабной «зоны хаоса» сотрет весь Средний Восток с карты глобальной конкуренции и создаст большие проблемы для Китая. В том числе из-за сокращения поставок нефти оттуда. Это станет фактором его стратегического сдерживания.
Глобальная напряженность качественно вырастет. Но США именно благодаря этому сохранят свое положение «вершителей судеб» и связанные с ним выгоды.