На его выдвижении настояли финансовые круги Германии, которые не хотели резкого изменения внешней политики страны, особенно по отношению к России. Ведь в конце 1990 - начале 2000‑х Штайнмайер был близким соратником канцлера Герхарда Шредера, сторонником сближения с Россией и участвовал в разработке проекта прокладки по дну Балтийского моря трубопровода. А Шредер в марте 2006 г. был избран председателем комитета акционеров компании North European Gas Pipeline («Северо-Европейский газопровод») - совместного предприятия «Газпрома», созданного с германскими «Э.ОН» и «БАСФ» для строительства газопровода по дну Балтики.
Однако пока шансы лояльного к России социал-демократа Штайнмайера заметно ниже, чем дружественной США христианской демократки Меркель. Вообще СДПГ проиграла выборы 2005 г. лишь из-за того, что не захотела, кроме своих традиционных союзников «Зеленых», брать в коалицию бывших коммунистов, ранее именуемых Партией демократического социализма, а в 2005 г. впервые выступивших под названием «Левая партия». Втроем левые имели 51% (социал-демократы - 34,2%, «Зеленые» - 8,1%, «Левые» - 8,7%) против 45% у правых (35,2% у христианских демократов и 9,8% у свободных демократов). Однако СДПГ предпочла создать коалицию со своими противниками из ХДС (Христианско-демократического союза), чем объединяться с бывшими коммунистами. В этой конструкции ХДС опередили СДПГ на 1%, потому пост канцлера и достался главе ХДС А. Меркель. Но в результате такой политической «измены» СДПГ лишь потеряла еще больше голосов в пользу «Левой партии».
По последним опросам социологического института Forsa в Германии 31 августа 2008 г. (опрошено 2502 немца, на русском языке «Аргументы неделi» публикуют их первыми), 37% немцев проголосовали бы сейчас за ХДС и лишь 21% - за СДПГ. Зато на третьем месте оказались «Левые» с 14%. Союзники ХДС из СвДП имеют 13%, союзники СДПГ из числа «Зеленых» - 10%. Как видим, и сейчас у социал-демократов есть шансы на победу лишь в случае объединения с бывшими коммунистами, роль которых в германской политике за последние годы стала еще более заметной. Теперь бывших коммунистов уже нельзя игнорировать, как это было, когда на выборах 1994-2002 гг. они набирали лишь 3,5-5%.