- Президент Ющенко, похоже, «закусил удила» и даже не пришел на открытие I осеннего заседания Рады. У него проблемы?
- Первая его проблема в том, что он пытается проводить государственную политику, которая идет вразрез не только с интересами населения Украины в целом, но даже с интересами тех, кто контролирует Верховную Раду, то есть с украинскими олигархами. Деньги любят тишину. А украинские олигархи чувствуют: кто-то начинает идти по неверному пути Саакашвили. Конечно, им нужна игра на противоречии с Россией. Но не до такой же степени. Когда ставятся под угрозу их коренные интересы.
- Вы имеете в виду Рината Ахметова?
- Не только. В Раде много представителей бизнеса с востока, юга, запада и центра Украины. Президенту Ющенко, например, было очень приятно не пустить Затулина на теннисный турнир в Севастополь. Но тем самым он создал проблемы многим олигархам. Потому что в случае ответных мер со стороны Кремля они не смогут посещать свои дачи на Рублево-Успенском шоссе миллионеров под Москвой. В итоге через некоторое время, как по мановению волшебной палочки, это решение было отменено. Без всякого шума.
- Своей неадекватностью Виктор Андреевич перестал теперь устраивать еще и местных бизнесменов...
- В Украине все относительно. И если на относительно честных выборах Ющенко собирается снова избираться президентом, то его поведение действительно выглядит неадекватным, даже абсурдным. Но если исходить из того, что у него нет электоральных перспектив, его действия логичны.
- Как это было у Бориса Николаевича при его нижайшем рейтинге в 96-м. Победа любой ценой, даже спровоцировав военное положение. По крайней мере, так говорили.
- Cовершенно верно. Но при всем уважении к тогдашнему сопернику Б. Ельцина - Г. Зюганову - по сравнению с Ю. Тимошенко он мелко плавает. В качестве альтернативы Ельцину это была идеальная фигура для битья. Можно было действительно накрутить всех по принципу «лишь бы не Зюганов». Это я говорю как бывший член штаба Ельцина. Такая игра по отношению к Юлии Владимировне в Украине невозможна. Вариант, который рассматривался в Москве весной 96 года, был отложен в сторону в результате огромной борьбы внутри ельцинской команды и слабости Зюганова. А здесь в Украине он начинает выступать на первый план. К сожалению.
- Не является ли визит Чейни в Украину опасной игрой американцев? Как было в Грузии: наполнили страну военными советниками, а те в последний момент сбежали.
- Обратите внимание на последнее заявление соратника Ющенко - украинского депутата Тягныбока, лидера достаточно маргинального политического объединения «Свобода». «Мы считаем, что основная актуальная задача сегодня - ликвидировать статус Крыма как автономной республики» (история с Южной Осетией началась с такого же заявления Гамсахурдии в 91-м).
На самом деле объективных предпосылок для ситуации, как в Абхазии или Южной Осетии, в Крыму немного. В отличие от абхазов и южных осетин подавляющее большинство крымчан приняли украинское гражданство. Тем более что русские в Крыму - это отнюдь не осетины на Кавказе. И все же при большом желании там можно устроить политический кризис и ввести военное положение. На этой волне, во-первых, избрать Маккейна президентом США и, во-вторых, оставить Ющенко в качестве президента Украины. Это вполне возможно - Отечество-то в опасности!
- Это как раз вписывается в тактику американских республиканцев...
- Да, еще как вписывается. В Америке думают о России только тогда, когда избирают президента. Сегодня по предвыборным раскладам шансы победить между кандидатами от обеих партий почти равны. И в этой ситуации на чашу весов надо было бросить камушек. Но «грузинского камушка» оказалось недостаточно. По причине резких и, видимо, непросчитанных ответных действий России. Теперь надо взять камушек потяжелее.
- В этой ситуации возможно такое развитие событий, при котором возникнет военное противостояние между Россией и Украиной? Ющенко запретил российскому флоту возвращаться на базу, а он вернулся и вошел в бухту. Не даст ли какой-нибудь хлопец залп из береговых орудий?
- Безусловно, возможны любые провокации, и, кстати, с обеих сторон.
- Вы как считаете, война возможна или нет?
- Чейни исходит из того, что война невозможна. А вот создание кризисной или псевдокризисной ситуации, с накручиванием средств массовой информации возможно. Это позволит, пройдя по краю противостояния, достичь своих целей: привести Маккейна к власти и оставить Ющенко.
- И у Ющенко только один выход - объявить военное положение?
- Ему необязательно объявлять военное положение. Достаточно сказать: «Родина в опасности!» На самом деле, когда ставится вопрос не об украинском движении в НАТО, не об украинской зависимости от США, а именно об украинской независимости, восток и юг Украины настроены достаточно патриотично. В этом случае консолидация вокруг Ющенко на патриотических основах возможна и без военных действий и даже, может быть, без отмены электоральных выборов.
- Но при этом у страны должна быть какая-то опасность... Что это может быть?
- Опасность отторжения Крыма. Там, в Крыму, вся собственность поделена пополам: между нашими и донецкими олигархами. Да и не только олигархами. Средний класс этим тоже балуется. Поэтому максимальное обострение ситуации необходимо для того, чтобы таким образом консолидировать всех вокруг себя - то есть задействовать «вариант Зюганова». Только в виде Зюганова будет выступать не Юлия Владимировна, а злая Россия.
- Ющенко может пойти на арест Тимошенко, обвинив ее в государственной измене?
- Все может быть. Для кого-то это будет выглядеть как поступок.
- Это всколыхнет всех, и Виктор Андреевич сделается героем. Когда Тимошенко обвинят в государственной измене, даже ее поклонники попридержат язык. Защищать изменника - себе дороже.
- Тимошенко - отнюдь не любительница России, это мы понимаем. Но у нее есть одна особенность, которая может не устроить вашингтонских кураторов. Она излишне самостоятельна. Или даже так: недостаточно управляема. А заокеанские кураторы любят полностью управляемых.
- Какие наши перспективы, если Россия не ввязывается, не становится врагом? Путин и Медведев ведут себя очень осторожно, не делают никаких резких заявлений. Но и в этом случае в данной ситуации внутренние проблемы в Украине все равно остаются. Особенно на фоне грузинских событий.
- Украина - это не Грузия. Там более развитый политический класс. Правда, очень своеобразный и, с нашей точки зрения, недостаточно принципиальный.
- Есть ли в этих условиях какие-то предпосылки раскола Украины?
- Это большая европейская страна, по территории и населению - как Франция. И при этом всем бросается в глаза неподобающее для ее статуса следование в политическом фарватере в «эстонском стиле», подобно карликовой стране. А оно вызывает протест не только у тех, кто ориентирован на Россию на востоке и на юге. Оно неминуемо начинает вызывать все большее раздражение и украинских националистов. Они‑то боролись не за замену московского политбюро на вашингтонское.
- Эти игры могут в результате привести к расколу Украины на север, юг, восток или уже поздно?
- Именно независимость Украины как страны ценят на востоке этой страны не меньше, чем на западе. И противостояние может привести не к расколу страны, а к элементарной гражданской войне. Чем это принципиально отличается: западенцам нужна вся Украина, но и восточникам нужна вся Украина. Киев ни те, ни другие не уступят.
- До сих пор была власть западенцев? Они доминировали? Может быть, на очереди смена власти? Вашингтон снова поможет.
- Вашингтону нужно, чтобы власть была у центра. На самом деле наиболее оптимальная политика для Украины - это политика Кучмы. Над ним издевались и с Запада, и с Востока. Дескать «и вашим и нашим». Но в геополитическом раскладе, в котором она оказалась как суверенное государство, это самая реальная из возможных позиций Украины.