Аргументы Недели → Политика № 34(120) от 21.08.2008

Обзор иностранной прессы

, 18:03

«Пустые слова» НАТО

 «ПУСТЫЕ слова» – так Москва, не колеблясь, отмахнулась от вчерашних критических заявлений НАТО по поводу продолжающейся российской оккупации Грузии. Русские, конечно, задиры, но, как все задиры, они с первого взгляда узнают слабость.

 Все, чего смогли добиться министры стран НАТО на встрече в Брюсселе, – это заявление о том, что они «не могут продолжать вести дела с Россией как обычно». Ничего не было сделано для того, чтобы ускорить прием Грузии в НАТО, обещаний помочь разбитой демократии восстановить свой оборонный потенциал также не прозвучало.

 Тем временем Россия с особой изобретательностью демонстрирует Западу свое пренебрежение, одновременно наказывая Грузию, действительно соблюдающую соглашение о прекращении огня. Едва успев обменяться пленными с Грузией, российские солдаты, опять ненадолго занявшие порт Поти, захватили 20 грузин, завязали им глаза и угрожали оружием. Россия также потопила еще один корабль ВМС Грузии и похитила четыре американских внедорожника Humvee, которые использовались в ходе совместных американо-грузинских учений и ожидали отправки в Америку.

 Россияне даже имели наглость заявить, что возвращение войск в места дислокации на момент начала войны подразумевает, что 2000 грузинских солдат должны вернуться в Ирак, откуда они были переброшены на родину.

 Одна из очевидных целей Москвы – унизить Грузию, чтобы свергнуть президента Михаила Саакашвили и заменить его более сговорчивым лидером. Сверх того она также рассчитывает унизить Запад и заставить украинцев усомниться в том, что ради вступления в НАТО стоит рисковать гневом Москвы. И судя по разочаровывающей реакции НАТО во вторник, Кремль прав.

The Wall Street Journal, США

Уроки международных отношений

 КРАЙНЕ любопытно узнать, как воспринимает события в Осетии китайское политбюро. Сейчас, очевидно, его больше всего волнует Олимпиада, и китайские руководители, несомненно, испытывают раздражение в связи с действиями Грузии и России, выбравших именно этот момент для превращения своей ссоры в открытый обмен пушечными залпами. Наверняка в Пекине присутствует и озабоченность из-за роста напористости и национализма России – но не страх, поскольку китайцы знают: с ними осмотрительный Путин не пойдет на обострение. Китай силен, не боится людских потерь, так что связываться с ним себе дороже. Большее беспокойство, вероятно, вызывает нарушение Россией той статьи Устава ООН, которую Китай считает самой важной, – о невмешательстве во внутренние дела стран – участниц Организации.

 Судьба Грузии у Пекина непосредственной озабоченности не вызывает. Кроме того, жестокая трепка, которую задал Путин администрации Михаила Саакашвили, одновременно стала ударом по престижу и влиянию Америки в Азии – а такие вещи Пекину всегда приятны. Поэтому, хотя Китай сохраняет неизменное недоверие к России, «заваруха» в Осетии для него – не повод, чтобы огорчаться.

The Guardian, Великобритания

Насколько важна для нас Осетия?

  Кто из нас готов отвоевывать Южную Осетию назад, чтобы вернуть ее в состав Грузии? Как насчет Абхазии?

 ЭТО этнические анклавы, на которые претендует Грузия и которые, мягко говоря, поддерживает Россия. Таковы непосредственные причины недавней войны.

 Я задаю все эти мелкие и неприятные вопросы, потому что нынешняя администрация Буша проводит политику, направленную на принятие Грузии и Украины в НАТО. Такое принятие будет означать, что если одна из этих стран затеет перебранку с соседней Россией, то нам придется поднимать по тревоге в воздух самолеты, прибегать к услугам завсегдатаев страстных пропагандистских радиопередач и отправляться на новую славную войну. Я также ни на секунду не сомневаюсь в том, что каждое возражение России необходимо принимать во внимание и учитывать. Однако разница между Польшей и Чехией с одной стороны, и Украиной и Грузией – с другой, весьма существенна. У последних двух стран имеются нерешенные этнические проблемы, подобные тем, что вызывали многочисленные войны в Европе. Их также нельзя пока считать стабильными демократиями.

 В Украине проживает многочисленное русское этническое меньшинство. На ее территории находится крупная военно-морская база России (в незамерзающих водах). Страна эта имеет настолько тесные и близкие связи с Россией, что самый русский из всех русских композиторов Чайковский использовал в своей Второй симфонии украинские народные песни, назвав ее «Малороссийской». Так русские называют саму Украину. Что касается Грузии, то там проживает мало русских, но на ее территории есть другие этнические группы, предпочитающие Россию Грузии. Это вам не Дания.

 Сомнения в целесообразности дальнейшего расширения НАТО не равносильны принятию стороны России и не являются оправданием непростительного избиения Грузии. Но реализм заставляет задавать непростые вопросы. Членство в НАТО – это торжественное обязательство альянса, которое дается устойчивым демократиям. Подходит ли Грузия на роль стабильной демократии? А как насчет Украины? Удержит ли Россию принятие этих стран в НАТО на месте? А что, если нет? И здесь возникает второй по важности вопрос: будем ли мы воевать за Грузию? А вот и первый: можем ли мы вообще говорить об этом?

The Washington Post, США

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram