УПОР в президентских напутствиях делался прежде всего на антикоррупционное законодательство.
«Нам предстоит очень серьезная работа по совершенствованию законодательства, направленного на противодействие коррупции, – отметил Дмитрий Медведев. – В настоящий момент национальный план подготовлен, в самое ближайшее время я его подпишу».
По данным источника «АН» в аппарате главы государства, представленный месяц назад руководителем Администрации президента Сергеем Нарышкиным план мер по борьбе с коррупцией тогда вызвал у гаранта заметное недовольство. Медведев счел предлагаемую схему «недостаточно проработанной концептуально», а задачу подготовки изменений в УК и УПК – весьма абстрактной. Источник, ссылаясь на позицию президента, подчеркнул, что вопросы, связанные с антикоррупционной борьбой, «нужно рассматривать стратегически». А именно – с точки зрения изменений всей общественно-политической системы. «В сознании граждан нужен некий революционный прорыв». Эта мысль в доработанном плане проходит красной строкой.
«Коррупцию невозможно задавить при помощи уголовных или уголовно-процессуальных мер в каком-то едином варианте. Это должен быть целый блок законопроектов, посвященных вопросам государственной службы, а также экономическим и статусным проблемам», – уверял Медведев уже на встрече с партийными лидерами.
Президент выразил надежду на то, что депутатские усилия осенью увенчаются появлением «современного качественного законодательства о противодействии коррупции».
Другим политическим явлением нового сезона обещает стать большая определенность взаимоотношений президента и правительства. Со всем тем перечнем вопросов, которые до 2 марта 2008 г. были в компетенции одного человека. По словам источника, в сентябре произойдет качественное изменение позиции премьер-министра Владимира Путина. В первую очередь как лидера правящей партии. Путин сохраняет политическую власть, и это ни для кого не секрет. Фактор ее удержания помимо личностной харизмы состоит в его руководстве ведущей политической силой страны – партией «Единая Россия».
«Ситуация переконцентрации партийного внимания от президентской стороны к премьерской в немалой степени способствует ослаблению такого привычного игрока на политической арене, как Администрация президента, – полагает источник. – Ее прежняя связь с правящей партией и контроль над ЕР теряются. Потому теряется и мощная позиция Администрации, что непременно скажется на внутриполитической ситуации. При этом сам действующий глава государства, скорее всего, будет выведен из-под огня».
Определение политических ролей также может дать толчок к реализации затаенной мечты ЕР – введению кадрового резерва партии в исполнительную власть. (О возможных переназначениях в правительстве Владимира Путина вследствие прогнозируемого на осень социально-экономического кризиса «АН» писали в одном из предыдущих номеров.)
«Это – тот самый резерв, на который единороссы все время намекают», – подчеркивает источник. Конечно, многие в ЕР видят себя руководителями страны в прямом смысле этого слова (не только компонентами или структурными звеньями одной мощной организации, которая помогает премьерминистру в его славном деле). И если этот коренной переворот сегодня произойдет, он даст возможность снизить накал страстей. И тогда связка правительство-Дума станет неизмеримо плотнее. Взаимодействие будет полным, а ответственность – общей. Партия, приведшая своих функционеров в правительство, обязана будет отвечать и помогать.