РУКОВОДСТВО КПРФ, например, предполагает потребовать от Кабинета министров внести в Думу на ратификацию Европейскую социальную хартию. Согласно европейским стандартам, минимальная пенсия должна составлять 1,5 прожиточного уровня пенсионера, а минимальная заработная плата – 2,5 прожиточного уровня работающего человека. Сейчас в странах ЕС средняя заработная плата составляет около 4 тыс. евро в месяц, в России – 15,5 тыс. рублей. Вот и считайте, сколько должна быть рядовая российская пенсия.
По мнению коммунистов, следует поставить задачу борьбы с «хронической бедностью» (беднейшие слои населения составляют около 30–40 млн. человек, хотя государство, по мнению коммунистов, признает только 20 млн.). При этом справедливо отмечается, что именно бедные слои большую часть расходов тратят на продовольствие – по некоторым подсчетам, 60–70%. Так что при ускоренном удорожании продовольствия инфляция для низкого социального слоя оказывается гораздо выше, чем для обеспеченных людей, которые тратят на продовольствие около 10% доходов.
КПРФ планирует в связи с этим акцентировать внимание на личной ответственности главы Правительства РФ Путина. Он якобы не выполнил поставленную им же самим в 2003 г. задачу борьбы с бедностью. Для исправления ситуации Геннадий Зюганов, как утверждают, хочет заставить Кабинет министров пересмотреть в сторону умеренного роста тарифы естественных монополий. Одновременно планируется обсудить вопрос об отмене 75%‑ной пенсии для некоторых категорий госслужащих, включая депутатов, и привести это положение в соответствие с общими правилами. КПРФ также намерена поддержать предложение Русской православной церкви о введении прогрессивного налога для богатых.
Оппонируя «Единой России», в КПРФ предлагают В. Путину озаботиться созданием новых рабочих мест в регионах, а не заниматься введением продуктовых талонов.
Одной из причин социального размежевания коммунисты называют неконтролируемый рост числа российских чиновников всех уровней. По их данным, только в 2007 г. расходы на госаппарат выросли на 50%: конкретно чиновники «проедают» в год 1,5 трлн. рублей. Исходя из этого, в КПРФ предлагают начать кампанию по снижению расходов на чиновничество хотя бы с 10% и еще – провести сокращение штатов госаппарата.
Вообще-то в КПРФ регулярно поднимают все эти вопросы – один за другим, но только на уровне фракционного обсуждения. А вот инициировать конкретные проекты рука все не поднимается. Руководство компартии оправдывает это жестким противодействием со стороны партии власти. Однако дело все-таки по большому счету не в этом: просто, наверное, хорошие люди из-за кремлевской стены просят не обострять ситуацию. Или дело в банальном страхе перед реальной ответственностью за «смуту»?
Парадоксально, но данные инициативы КПРФ в принципе могут быть приняты на вооружение Администрацией Президента РФ. Он как раз нуждается в социальной реабилитации своей власти. Вполне вероятно, что Кремль, по обоюдному согласию, «обойдет» КПРФ и на этом повороте, а коммунисты позже заявят, что у них «опять украли лозунги». Короче говоря, ситуация устраивает всех.
Однако существует проблема институализации данных проектов. Она довольно затруднительна через «Единую Россию» по понятным причинам: получится – пчелы против меда. Поэтому Дмитрию Медведеву, скорее всего, придется рекрутировать на постановку Госдумой этих целей, к примеру, «справедливороссов». Они, кстати, уже готовы для этой роли и давно вызываются в качестве добровольцев. Альтернатива – создавать новый партийный проект «с чистого листа», что долго и мучительно, а главное – не с кем.