Австрийская Партия свободы, которую на Западе постоянно называют «друзьями Путина», на прошедших в минувшее воскресенье парламентских выборах заняла первое место и набрала 29, 1%. Правящая Австрийская народная партия отстала на целых 3% и получила всего 26, 2% голосов избирателей. Как признают западные эксперты, такой результат стал горькой пилюлей для традиционных политических сил страны. Впереди сложный этап коалиционных переговоров.
Выборы прошли в трудное время для Австрии, второй год переживающей экономический спад и период высокой инфляции, которая зачастую превышает показатели других стран Еврозоны. Примечательно, что австрийцы отказали в доверии нынешним властям сразу после провала канцлера ФРГ Олафа Шольца на местных выборах в трёх немецких землях. То есть настроения в Европе стремительно меняются.
Лидер победившей в Австрии Партии свободы Герберт Кикль в своей предвыборной кампании обещал депортировать мигрантов, прекратить поддержку Украины, а также отказаться от антироссийских санкций. «Мы боремся за освобождение от системы», – заявил он своим сторонникам на предвыборном митинге в Вене 27 сентября. «Мы хотим написать новую главу в истории Австрии, где главными героями будут люди». 55-летний Кикль смог извлечь выгоду из политического вакуума, возникшего в Австрии после отстранения от власти в 2021 г. консервативного канцлера Себастьяна Курца из-за обвинений в коррупции. Его преемник Карл Нехаммер и вовсе завалил всю работу Народной партии и в итоге проиграл выборы.
Впрочем, надо понимать, какая бы партия ни сформировала следующее правительство, ей придётся столкнуться с длинным списком политических и экономических проблем. Несмотря на то что пока ещё Австрия является одной из самых богатых стран Европы по ВВП на душу населения, конкурентоспособность её промышленной базы находится под угрозой из-за государственных расходов, на которые вынуждены идти власти для компенсации быстрой инфляции. К тому же вероятное прекращение поставок российского газа в декабре лишит страну дешёвого источника энергии, а переход на альтернативные источники зачастую невозможен либо сопряжён с экономическими рисками.