> Для США наступает новый «Суэцкий момент» - Аргументы Недели

//Политика 13+

Для США наступает новый «Суэцкий момент»

№  () от 21 мая 2024 [«Аргументы Недели », Виктор Крестьянинов ]

Слова Владимира Путина о том, что мир меняется, и меняется очень быстро, произвели впечатление на Западе. Дело в том, что это действительно так. Причём нынешние изменения не сулят западному лидеру – США ничего хорошего. Если из прошлых мировых заварушек американцы выходили более сильными, то в наше время история может пойти иначе. Впрочем, как пишут заокеанские эксперты, в 2024 г. её ход ещё не определён. По их мнению, пока рано судить о том, как будут развиваться кризисы на Украине или на Ближнем Востоке. Тем не менее американский адвокат, дипломат и учёный Филип Д. Зеликов, считает, что «в нынешнем конфликте у США нет стратегической инициативы. Они реагируют на выбор, сделанный другими странами, который американские аналитики могут не предвидеть и не понимать». Всё это закончится новым «Суэцким моментом» для Вашингтона.

Речь о совместном британско-французско-израильском вторжении в Египет во время Суэцкого кризиса 1956 года. Сейчас те события главным образом вспоминают как ошибку британского правительства. Однако на самом деле этот план был разработан в правительствах Франции и Израиля. Как утверждает Зеликов, Вашингтон ничего о нём не знал. Французы и израильтяне разработали свой план в то время, когда Штаты пришли к выводу, что кризис разрешится дипломатическим путём. Словом, тогда, как и сейчас, у США не было стратегической инициативы. Суэцкий кризис закончился провалом для Запада и стал настоящим поворотным моментом в мировой политике. По его результатам Великобритания фактически потеряла статус сверхдержавы.

В наше время история может повториться, но уже в отношении США. Россия, Китай, Иран и Северная Корея, составляющие новый блок противников Запада, справедливо считают, что дела идут именно к этому. Они находят нынешние тенденции удовлетворительными: украинское сопротивление ослабевает и распадается, Запад устаёт и ссорится, санкции не работают или работают не в полной мере, Израиль разрывается на части. В такой обстановке мало кто в мире сомневается, что антизападный блок будет продолжать наращивать свою силу.

Сейчас у Москвы нет причин сворачивать СВО. Это очень важно для развития ситуации за пределами Украины. Кризис в Незалежной создал более изменчивую стратегическую среду, что привело к заметному сплочению рядов с обеих сторон. Президент России Владимир Путин уже ездил в Тегеран для личных конфиденциальных бесед с лидерами Ирана. А последние переговоры Путина с Си Цзиньпином, безусловно, были стратегическими. Всё это пугает Вашингтон. За океаном считают, что новое антиамериканское партнёрство решило удвоить усилия и всерьёз готовится к периоду жёсткой конфронтации. Причём Россия считает, что она уже находится в состоянии войны с Западом, и относится к этому как к экзистенциальной борьбе. То есть к войне не на жизнь, а на смерть.

Конечно, Китай пока колеблется, но, глядя на перевооружение Японии, Пекин может быстро изменить позицию. Учитывая исторический опыт, китайским лидерам милитаризация Страны восходящего солнца может показаться особенно зловещей. Кроме этого китайцев очень беспокоят создаваемые США в Азии антикитайские союзы. Это подталкивает Пекин действовать быстро и решительно – атаковать врагов, чем раньше, тем лучше. Война на Украине показала китайцам, что оборонно-промышленный комплекс США серьёзно ослаб. Производственные мощности КНР уже превосходят Штаты и Европу, вместе взятые.

Усугубляет тяжёлое положение Вашингтона и тот факт, что Россия, Китай и Северная Корея обладают ядерным оружием, а Иран может получить его достаточно быстро. При этом российский арсенал превосходит американский. Поэтому все эти государства полагают, что они фактически неуязвимы для западного вторжения, как это происходило в прошлые века. Москва и Пекин чувствуют большую свободу в своих действиях.

В такой обстановке многие в США неправильно оценивают возможности Америки. Конечно, за океаном помнят, что американцы проигрывали ограниченные войны. Но американская историческая память порождает веру в то, что «США предпочитали выйти из них сами, хоть и под давлением. В то же время они всегда располагали достаточной силой для борьбы между великими державами. Надо только желать этого и достаточно стараться». Как считает Зеликов, на самом деле это утешительное заблуждение – принятие желаемого за действительное.

Если сейчас Америка вместе с союзниками, воодушевлёнными своей собственной пропагандой и непродуманными военными планами, решит добиться победы над Россией, то она потерпит поражение. Это будет «Суэцкий момент» для Соединённых Штатов, а может быть, и гораздо хуже.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте