На днях советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что Украина будет стремиться начать новое контрнаступление в 2025 году. Мол, в следующем году Киев намерен «двигаться вперёд, чтобы вернуть территорию, которую русские у него отобрали». Похоже, высокопоставленные американские чиновники совершенно утратили чувство реальности и не понимают, что происходит в Незалежной. Между тем на Западе всё же находятся специалисты, трезво оценивающие ситуацию. Правда, фамилии у них опять-таки всё больше русские. Не так давно на сайте британского Королевского объединённого института оборонных исследований (RUSI) появилась статья «Истощающее искусство войны: уроки российской войны на Украине» американского полковника в отставке Алекса Вершинина. Перед выходом на пенсию он 10 лет работал офицером по моделированию и симуляции и занимался разработкой концепций и экспериментами для НАТО и армии США.
Статья представляет собой анализ происходящих на Украине событий и призывает Запад пересмотреть стратегическую концепцию ведения войны. Она сильно деградировала за несколько десятилетий нерационального распределения ресурсов и ориентации на колониальные полицейские действия. По мнению американского полковника, сейчас Россия ведёт на Украине войну на истощение: «Такие войны основаны на огромных промышленных мощностях, позволяющих восполнить потери, географической глубине, способной поглотить серию поражений, и технологических достижениях. В войнах на истощение успех больше зависит от способности государства создавать новые формирования, а не от тактических и оперативных маневров. Сторона, которая признаёт истощающий характер войны и сосредотачивается на уничтожении сил противника, а не на завоевании территории, скорее всего, победит».
Конечно, всё это известно достаточно давно, и тем более удивительно, что высшие американские чиновники продолжают бредить и подталкивать киевский режим к войне за территории. Это стратегическая ошибка, но, похоже, за океаном не способны её осознать. Именно поэтому Вершинин констатирует, что Запад не готов к войне, навязываемой Москвой. Да и вообще, по его словам, большинство западных экспертов считают стратегию истощения противоречащей здравому смыслу: «Исторически Запад предпочитал короткое столкновение профессиональных армий по принципу «победитель получает всё». Так что, даже если Салливан и прочитает этот материал, он вряд ли сможет понять его суть и применить на практике полученные знания.
Между тем американский полковник приводит много фактов, подтверждающих правильность выбора стратегии Россией. Он выделяет экономическое измерение войны на истощение, способность стран генерировать силу и военное измерение. Запад не смог уничтожить российскую экономику – наоборот, сейчас она растёт. Так что на этом уровне США и ЕС уже проиграли. Поэтому внимание всего мира приковано к развитию военных операций и предполагаемому летнему наступлению России. Тем более военные действия в конфликте на истощение сильно отличаются от операций в маневренной войне. В этом контексте успешная стратегия предполагает, что война будет разбита на две отдельные фазы.
Первая – варьируется от начала боевых действий до момента, когда будет мобилизована достаточная боевая мощь, позволяющая предпринять решительные действия. Вторая – начнётся после того, как одна из сторон завершит подготовку своих мобилизованных сил и достигнет огневого и разведывательного превосходства. К этому времени её противник должен исчерпать свой стратегический резерв, а его промышленный сектор должен деградировать и быть неспособным восполнять потери на поле боя. Судя по всему, необходимые условия для российского наступления уже сложились.
При этом Алекс Вершинин считает, что сейчас оно будет развиваться по примеру Брусиловского прорыва 1916 года. Тогда русский генерал Алексей Брусилов применил неизвестную ранее форму прорыва позиционного фронта, заключавшуюся в одновременном наступлении всех армий. Главный удар был намечен на участке одной из четырёх армий, но подготовка велась во всех четырёх армиях и притом по всему фронту каждой из них. Основная идея обмана – заставить противника ожидать атаки на всём протяжении фронта и этим лишить его возможности угадать место настоящего удара. Наступая по широкому фронту, русская армия не позволила австро-венграм сосредоточить свои резервы, что привело к полному развалу их сил. В итоге с 22 мая по 31 июля 1916 г. Австро-Венгрия потеряла 1, 2 млн солдат. Из них в плен попало 417 тысяч. Потери Германии составили 350 тыс. убитыми, ранеными, пропавшими без вести и пленными.