После провалившегося визита Энтони Блинкена в Китай в Вашингтоне царят мрачные настроения. Американскому госсекретарю не удалось убедить Пекин прекратить сотрудничество с Россией. Наоборот, прямо во время его переговоров в Поднебесной было объявлено, что в мае туда прибудет президент России Владимир Путин. В итоге даже приближённая к Госдепу пресса США вынужденно констатировала, что переговоры Блинкена и Си Цзиньпина лишь подтвердили сохраняющиеся между сторонами разногласия. Дело дошло до обвинений администрации Байдена в провале из-за незнания готовившими переговоры американскими специалистами китайской истории.
Давно известно, что американцы плохо знают географию и историю других стран мира. Но если вера в собственную исключительность и презрение к другим народам ещё недавно не доставляли им больших неприятностей, то по мере роста китайской экономики ситуация меняется. Ошибки в отношениях с Китаем могут стать фатальными. Как пишет влиятельный американский журнал Foreign Policy, вместо того чтобы исследовать историю Китая, которая служит основой для понимания современной китайской политики, американцы всегда выбирали более лёгкий путь. Они судили о Поднебесной по двум избитым клише: «Китай мыслит веками, а Америка – десятилетиями» и «Америка играет в шахматы, а Китай играет в го».
Эти утверждения часто остаются оторванными от истории и предлагаются как самоочевидные аксиомы. Знание этих клише бесполезно на практике – они не дают реального понимания того, почему китайские стратеги вроде знаменитого Сунь Цзы советовали использовать хитрость и обман или как уникальный исторический опыт Китая повлиял на военную тактику. Поверхностное понимание прошлого Пекина приводит к неполным выводам о его нынешнем поведении. В итоге не имеющий достаточных знаний, но очень самоуверенный Блинкен летит в КНР и получает от ворот поворот.
Нельзя же на самом деле считать успехом то, что в нынешней напряжённой ситуации стороны договорились о проведении первых переговоров по искусственному интеллекту, которые состоятся в ближайшие недели. Кроме того, Соединённые Штаты и Китай решили «продолжать улучшать двустороннюю коммуникацию между своими военными и увеличивать культурные обмены». Также американцы поддержали идею об увеличении числа граждан США, обучающихся в Китае. Конечно, последняя договорённость очень правильная – американцам действительно пора больше учиться у китайцев. Но это все успехи, которые смогла наскрести администрация Байдена после возвращения Блинкена домой.
Что делать дальше, за океаном не очень понимают. Там всё чаще вспоминают судьбоносный визит президента Никсона в КНР в 1972 году и считают его ошибкой. В то время идея заключалась в том, чтобы расколоть советский блок и вбить клин между СССР и КНР. Никсон и Киссинджер увидели в этом возможность для США и начали претворять её в жизнь. Это была хрестоматийная реальная политика: холодная, беспристрастная тактика, оторванная от морализма.
В последние годы жизни Никсона его президентский спичрайтер Уильям Сафайр спросил его о той судьбоносной поездке в Пекин. В ответ бывший президент США заявил, что оценивает её уже совсем по-другому: «Возможно, мы создали Франкенштейна». Судя по этому ответу, Никсон тоже плохо понимал Китай и вообще не знал его истории. Не знал её и Киссинджер, который тем не менее давал своему боссу некие полезные советы и до самой смерти считал себя великим дипломатом и политиком. В результате американцы только сейчас обнаружили, что китайская экономика, растущая огромными темпами, становится самой крупной на планете, хотя так было на протяжении многих веков и даже тысячелетий в прошлом. Если посмотреть на историю последних трёх-четырёх тысячелетий, то вековое лидерство Штатов в мировой гонке окажется временным явлением.
Сейчас американские эксперты признают, что понимание китайской истории может быть трудным для большинства жителей Запада и особенно для США. В некотором смысле трудно представить себе две более разные нации. Соединённым Штатам менее трёхсот лет, а Китай был единой империей за двести лет до рождения Христа. К тому же Америке позволяло расти и развиваться благоприятное географическое положение, а Китай, как, собственно, и Россия, возник в окружении со всех сторон соперничающих царств и племён.
Пекин, так же как Москва, сумел победить в этой ситуации. И это совершенно не случайно. Поэтому американцам пора понять, что угрожать этим двум огромным государствам – бесполезно. В Москве и Пекине воспринимают подобные угрозы как неотъемлемую часть политики и не боятся.