Попытки Эммануэля Макрона сформировать коалицию из стран, желающих послать войска в Незалежную, заставили некоторых западных экспертов вспомнить интервенцию в Россию и на Украину времён Гражданской войны. Между этими событиями оказалось много общего, что сулит идее президента Франции такой же бесславный конец. Как пишет американский журнал Foreign Policy, с 1918 по 1920 год США, Великобритания, Франция и Япония направили тысячи солдат (от Прибалтики и Русского Севера до Сибири и Крыма) и военную помощь в миллионы долларов белым в надежде задушить коммунизм на корню. Причём французы, как и сейчас, поначалу были самыми воинственными сторонниками интервенции из всех союзников. Они возглавили оккупацию юга России и сражались за города, которые сегодня снова на слуху: Николаев, Херсон, Севастополь, Одесса.
Нет ничего удивительного в том, что Макрон снова обещает отправить свои войска в Одессу. Схожесть с событиями столетней давности просто поразительная. В ноябре 1918 г. одними из первых на рейде одесского порта появились французские и греческие корабли. Становится понятным, что недавно делал в этом городе премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис, который якобы чуть было не пострадал от близкого удара российской ракеты.
Более того, сто лет назад вслед за французами и греками в Одессе высадились и польские легионеры в количестве тысячи человек. Поэтому и сейчас польский министр иностранных дел Радослав Сикорский поддержал предложение Макрона об отправке западных войск на Украину. К середине декабря 1918 г. в одесском порту уже высадился внушительный десант, которым командовали французские генералы. Город даже был разделён на французскую и польскую зоны оккупации. Словом, всё происходило, как и во времена нашествия Наполеона в Москве, где поляки занимались грабежами и убийствами. Как говорится, проходят века, а враги России не меняются.
Сто лет назад оккупацией одной Одессы дело не закончилось. Интервенты начали продвигаться в направлении Берислава, Алёшек и Скадовска. Они планировали закрепиться на железной дороге Херсон – Перекоп. 21 января французские и греческие войска начали занимать указанные территории, высаживая морские десанты и продвигаясь на поездах. Уже в начале февраля 1919 г. они взяли Херсон и Николаев. Любопытно, что французский генерал д’Ансельм издал приказ, в котором объявил: «Франция и союзники пришли в Россию, чтобы восстановить порядок». Именно в Россию, а не на Украину, как теперь утверждает Макрон.
Впрочем, надолго на юге нашей страны Франция не задержалась. Уже в марте-апреле она оставила все русские города и провела эвакуацию из Одессы. Произошло это по нескольким причинам. Как пишет сейчас американский журнал Foreign Policy, «интервенция в Россию времён Гражданской войны провалилась. Если присмотреться, сегодняшнее вмешательство в украинский конфликт может оказаться столь же тщетным противостоянием с огромной и решительной Россией с её несгибаемой волей, бесконечным запасом техники и живой силы». Это же чувство безнадёжности высказал в те годы и командующий британскими войсками на Русском Севере Эдмунд Айронсайд: «Россия настолько огромна, что возникает ощущение удушья».
К тому же страны Запада не смогли договориться с местными врагами Красной армии. Бесконечные разборки, интриги и свары погубили их общее дело. Французы, англичане и американцы не скупились на обзывательства в адрес украинских националистов, царских офицеров и прочих социалистов. В ответ они слышали то же самое: «Союзники сволочи!» Именно это происходит и в наши дни.
Газета The New York Times утверждает, что в ранее тесном союзе Вашингтона и Киева наметился раскол: между сторонами зреет взаимное разочарование. Украина и США уже не хотят слышать друг друга: «Причины размолвки – самые заурядные: финансовые разногласия, разница в приоритетах и жалобы на глухоту партнёров». К тому же Пентагон очень раздражён повторением одной и той же проблемы. Американские военные стратеги, вплоть до министра обороны Ллойда Остина, считают, что Украине необходимо сосредоточить силы на одной, главной, битве. А президент Зеленский плюёт на эти указания и распыляет силы в боях за города, которые не имеют стратегической ценности. Так много не навоюешь.
Западные эксперты уверены – раз уж США не смогли избежать исторических ловушек времён интервенции, то этого не избежит и Франция. После Наполеоновских войн Париж не обладает длинной волей – он не способен довести начатое до конца. Даже если Макрон вместе с греками и поляками снова высадится в Одессе, то убежит оттуда столь же быстро, как и в 1919 году.