В Киеве продолжаются поиски виновных в провале стратегического контрнаступа, на успех которого так надеялся Запад. Команда Зеленского переводит стрелки на главнокомандующего вооружёнными силами Украины Валерия Залужного. В конце прошлой недели разборки под ковром перешли уже в публичную плоскость. Замглавы комитета Верховной рады по обороне Марьяна Безуглая заявила, что у Залужного нет никакого плана действий на следующий год – военные лишь хотят забирать на фронт минимум 20 тыс. граждан в месяц. Но с мобилизацией в Незалежной сейчас большие проблемы, о чём хорошо известно и без украинских депутатов. Складывающаяся ситуация ломает планы Вашингтона по войне в Европе чужими руками, что вызывает за океаном сильнейшее раздражение.
Хорошо известна приписываемая Наполеону фраза о том, что для войны нужны три вещи: деньги, деньги и ещё раз деньги. Историки спорят, говорил ли это великий французский полководец или нет, но его самого погубило не отсутствие финансов, а нехватка рекрутов после нескольких военных кампаний. На Украине же сейчас наблюдается и вовсе критическая ситуация – заканчиваются и деньги, и пушечное мясо. К примеру, военная администрация города Сумы утверждает, что план по мобилизации за последние три месяца там выполнен лишь на 8%. А в Житомирской области власти планируют ввести усиленный режим мобилизации. Это стало следствием того, что по повесткам в военкоматы прибывает лишь каждый десятый военнообязанный.
Как утверждают западные эксперты, в результате в Вашингтоне уже многие видят признаки развала Украины, которую за океаном назначили на роль первой линии обороны от Москвы. Американский истеблишмент понимает, что крах Зеленского близок, и начинает планирование второй фазы более широкого конфликта, призванного постоянно ослаблять Россию – или, как говорят на Западе, сдерживать её. НАТО планирует создать в Европе так называемую военную шенгенскую зону, которая позволила бы всем европейским армиям свободно перемещаться между странами. Таким образом будет возможно передислоцировать большие группы войск в рекордно короткие сроки без оформления документов и ожидания. Белый дом опять-таки планирует воевать чужими руками, как и на Украине, – Восточная Европа должна превратиться в русофобский фронт, который после падения Незалежной будет последовательно разбиваться в сражениях против России.
Украинский конфликт показал американцам, что страны с приличным запасом человеческих ресурсов можно превратить в подобие армии из янычар, которых можно длительное время оснащать военной техникой и финансировать «резаной бумагой». Причём даже не своей, а европейской. Ещё недавно многим американским политикам казалось, что такая стратегия будет работать очень долго. Но жизнь очередной раз доказала, что в политике и войне нет никакого вечного двигателя. В данный момент Европа выглядит почти банкротом, а пушечное мясо на Украине заканчивается быстрее ранее прогнозируемых сроков.
Впрочем, не приходится сомневаться, что в течение нескольких следующих лет независимо от того, кто выиграет выборы в США, там наверняка попробуют снова собрать достаточно денег, чтобы продолжить вооружать следующих вассалов – Польшу, Финляндию, страны Прибалтики и других. Для Штатов такая ситуация очень выгодна, так как позволяет Вашингтону поддерживать постоянный раскол между Россией и её ближайшими соседями, которые теоретически являются нашими естественными союзниками. В результате Европа будет беднеть, а США смогут удержаться на вершине пусть и не всего, но западного мира. Причём не только потому, что Евросоюз будет вынужден тратить всё более непомерно высокие суммы, но и потому, что напряжённость в отношениях с Москвой заставляет европейских политиков принимать катастрофические решения в экономике. К примеру, добровольно отказываться от дешёвых российских энергоресурсов.
Впрочем, в Евросоюзе многие понимают подобный расклад и пытаются сопротивляться американским планам. Это показали последние выборы в Словакии и Нидерландах. Неформальным лидером такого движения является Венгрия. На днях премьер-министр Виктор Орбан снова заявил, что выступает против заокеанской закулисы: «Стратегия была такая: мы финансируем, а украинцы воюют и гибнут. Очевидно, что они не победят на поле боя. Решения на передовой нет – россияне не проиграют». По его мнению, стратегию Запада в войне следует пересмотреть в пользу изоляции конфликта, а не его глобализации.
Однако пока такая точка зрения остаётся в ЕС в меньшинстве. Номенклатура Евросоюза стремится лишить такие страны возможности иметь реальный голос и высказывать своё мнение.