Термин «больной человек Европы» вошёл в употребление в середине XIX века применительно к Османской империи. Принято считать, что именно так российский император Николай I назвал эту слабеющую державу во время обсуждения «восточного вопроса» с британским послом. Похоже, англосаксам подобное сравнение очень понравилось – с тех пор они используют его для обозначения любого европейского государства, испытывающего продолжительный экономический или социальный кризис. На днях американское агентство Bloomberg назвало так ФРГ.
Экономические перспективы Германии мрачны. Новости о том, что рост экономики там не возобновился в течение последнего квартала, в сочетании с плохими данными опросов за июль демонстрируют, как страна, долгое время считавшаяся двигателем Европы, сейчас стала настоящим тормозом. Даже немецкие экономисты уже уверены, что сейчас ФРГ соревнуется за звание «больного человека Европы». Причём такой ярлык навешивается на эту страну не впервые: ранее им награждали её после воссоединения в 1990 году. Дело в том, что процесс сшивания ФРГ и ГДР подорвал немецкий послевоенный динамизм и породил высокий уровень безработицы.
В этот раз рукотворный энергетический кризис, вызванный неадекватными решениями правительства Олафа Шольца, наносит огромный ущерб немецким производителям, вынужденным одновременно бороться и с демографическим кризисом, приводящим к дефициту квалифицированных кадров и низкой производительности. Но и это ещё не всё. На пятки немецким автопроизводителям наступают китайцы, которые в последние годы стали сильными конкурентами в производстве электромобилей. Оказывает большое влияние на промышленность ФРГ и постоянное повышение процентной ставки Европейским центральным банком, вынужденным идти на это для сдерживания инфляции. В итоге аналитики прогнозируют спад в Германии даже сильнее, чем предполагалось ранее. Рецессия продолжится – Берлин потянет за собой остальных.
МВФ заявляет, что в этом году в ФРГ – единственной из стран «Большой семёрки» – произойдёт сокращение экономики. При этом простые немцы не верят в план Шольца по выходу из кризиса. Его правительство планирует лишь снова залить проблему деньгами.