Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Политика 13+

Родил первенца – получи автомобиль: креативная идея или уловка лоббистов?

, 09:30 ,

Родил первенца – получи автомобиль: креативная идея или уловка лоббистов?

Добрая новость пришла из Государственной Думы: молодым семьям хотят выдавать по миллиону рублей на покупку новой отечественной машины. Но только после рождения первенца. Такой законопроект, предложенный депутатами из фракции ЛДПР, депутаты собираются рассмотреть до конца весенне-летней сессии.

Дело, по логике вещей, весьма важное и хорошее, социально значимое. Оно, несомненно, может поспособствовать увеличению рождаемости детей в молодых семьях. По сути, это еще одна программа стимулирования авторынка, за счет молодых семей, которым после рождения первенца хотят выдавать по миллиону рублей на покупку новой отечественной машины.

Инициатива получила поддержку автопроизводителей, представителей комитетов Государственной Думы по труду и социальной политике, а также по вопросам семьи. Однако эксперты считают, что бюджету не хватит средств для поддержки такого спроса на автомобили. Не высказано и мнение представителей Министерства финансов о данной инициативе, нет списка марок автомобилей, подходящих для получения льготной покупки.

«Это будет эффективное дополнительное мероприятие для поддержки молодых семей, особенно учитывая, что Россия находится в демографическом кризисе. В 2022 году страна столкнулась с самой низкой рождаемостью с 2000 года. Поэтому мы считаем, что эта мера заслуживает поддержки», — считает председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, и добавляет, что в последние время правительство приняло множество мер для поддержки рождаемости, но, к сожалению, ситуация не изменилась.

Нилов убежден, что автомобиль является неотъемлемой необходимостью для молодой семьи, поскольку он позволяет перевозить ребенка в детский сад, больницу, на занятия в различные секции. Кроме того, это также будет способом поддержать российскую автомобильную промышленность, так как молодые семьи будут делать выбор в ее пользу.

Однако, статистика свидетельствует, что продажи автомобилей идут в гору два месяца подряд. К примеру, в апреле было реализовано 75 600 новых легковушек, в том числе появившихся по параллельному импорту. Эта цифра в 2,5 раза больше, чем в апреле прошлого года. А два года назад, по подсчетам автомобильных экспертов, в том же месяце на учет было поставлено более 170 тысяч новых легковушек.

Правда, видового разнообразия на авторынке, увы, не наблюдается. Ведь авторынок постепенно монополизируется российскими и китайскими производителями. На них приходится более 80% всех предложений. Еще вначале года доли российских и китайских заводов были равны, к середине паритет оказался утраченным. В том числе из-за желания поддержать российские предприятия, депутаты высказали предложение выдавать по миллиону рублей на приобретение нового отечественного легкового автомобиля. Беспрецедентная поддержка на приобретение автомобиля будет оказываться не всем, а только молодым семьям, где обоим супругам не больше 30 лет и у них есть ребенок.

Также авторы законопроекта считают, что столь весомый финансовый аргумент, с одной стороны, поддержит российский автопром, с другой — изменит к лучшему демографическую ситуацию. Логично, что отечественные автопроизводители двумя руками голосуют за такую идею. Они вообще за последние 20 лет привыкли, что государство то и дело им помогает. К примеру, сейчас в России все еще действует федеральная программа господдержки «Семейный автомобиль». В ее рамках, государство обещало всем гражданам дешевые кредиты для первоначального взноса на отечественное авто. Когда утверждался бюджет 2023 года, Минпромторг выделил на нее более 5 млрд рублей. Средства расходовались необычайно быстро, к концу зимы от них осталось всего 1,5 млрд. Будет ли продлена программа или нет, пока понимания нет. Но уже нашлись оппоненты у этого, на первый взгляд, очень нужного дела.

По разным причинам, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги...

Председатель комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина: "Согласна с тем, что такой сертификат мог бы стать поддержкой для молодых семей, необходимо стимулировать рождаемость. Думаю, что никто не откажется от такого сертификата, он будет полезен молодым семьям. Я бы поддержала такую меру, но пока не ясно, как на нее отреагирует правительство, ведь оно не разрешило использовать материнский капитал для покупки автомобиля". Нина Останина сама выдвигала такую инициативу, но получила отрицательный отклик на свое предложение.

Сергей Мизеркин, общественный деятель: «Предложение ЛДПР о выдаче сертификата в 1 миллион рублей на покупку отечественного или китайского автомобиля, пронизано популизмом и скопировано с активно реализуемой сейчас госпрограммы закупок вместо троллейбусов неэффективных и дорогих электробусов, где федеральный бюджет, то есть налогоплательщики, субсидируют 90% стоимости нового «этого распилобуса». На мой личный критический взгляд, либерал-демократы открытым текстом лоббируют интересы российско-китайского автопрома — ведь на комплектующие из Поднебесной чуть ли не всецело перешли отечественные автопроизводители. Но всё, конечно, подано в красивой упаковке повышения рождаемости. Ну, хорошо, машину купили (кстати, мошеннические схемы и фиктивные браки никто не отменял, и да — а почему только до 30 лет, а кому 35 — не молодые?), но ведь её содержание — удовольствие не для бедных. Забавно читать, как депутаты заботятся о том, как в регионах, особенно на селе, можно будет возить ребенка в детский сад или «в различные кружки и секции». Как раз в регионах больше всего бедных семей, которые еле-еле сводят концы с концами.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram