От встречи в Рамштайне в Киеве ждали очень многого. В первую очередь – поставок тяжёлой бронетехники. В первую очередь танков. Но что-то пошло не так.
Ни танков, ни планирующих бомб
С танками Киев, по сути, «прокатили». Кроме 14 «Челленджеров-2», откровенно тяжёлых и весьма неудачных «гробов» с нарезными архаичными 120‑мм пушками. Их тоже поставят не сразу, а двумя партиями. Пообещали дать только 120 штук Т-72 из Чехии. Часть из них уже была раньше поставлена. Большей частью это предназначенные для Марокко танки Т‑72Б1, купленные султанатом у Белоруссии 20 лет назад. При этом выяснилось, что Марокко на эти танки просто «кинули» – арабы отправили машины в Европу на модернизацию, а их «стырили» и решили передать ВСУ. Впрочем, есть версия, что Марокко делает такие заявления, чтобы не испортить полностью отношения с РФ. Москва и так поставляет Алжиру, который является противником марокканцев, много новейшего оружия.
Также Зеленский надеялся получить в Рамштайне «планирующие бомбы наземного старта» GLSDB. Это комбинация из реактивного двигателя обычной неуправляемой ракеты к РСЗО и авиационной планирующей бомбы малого диаметра SDB. Они имеют дальность до 150 км. Но этого оружия пока даже не существует – есть лишь предложение о его создании для Пентагона, который не очень в нём заинтересован. Американцы имеют другие более дальнобойные средства вроде управляемой ракеты ER GMLRS, которая проходит испытания, или серийные оперативно-тактические ракеты (ОТР) ATACMS, или перспективные PrSM. Да, GLSDB достаточно легко можно создать – бомба SDB давно на вооружении, ракета – тоже, но испытания всё же потребуются. Из плюсов также то, что эта бомба невелика и малозаметна. Но летает медленно, и в Сирии их было сбито более чем достаточно. Да и головная часть у неё слабенькая. Но Киеву их не дали.
БМП тоже пообещали дать куда меньше, чем рассчитывали на Украине, – никаких 200 «Бредли», а всего 59. Плюс 40 древних «Мардеров» да ещё несколько десятков шведских CV90 и старые советские БМП-1, которых ВСУ уже потеряли тысячи. БТР «Страйкер» тоже дали не сотни – лишь 90 машин, да ещё не одной партией.
Ты дай первый танки – нет, ты дай!
А с «Леопардами-2А4» (более современных Украине, скорее всего, не видать) и «Абрамсами» М1А1 (тоже старыми) вышло следующее. Поляки готовы дать немного машин, но им нужно разрешение немцев. А те сами не хотят делиться танками, прекрасно зная их реальные боевые качества и шансы выжить на поле боя в СВО. Они почти нулевые. Немцы при этом кивают на США, которые тоже не хотят делиться даже старыми «Абрамсами», хотя у них в строю не несчастные 2–3 сотни, как у крупных европейских армий, а полторы тысячи. И на хранении ещё тысячи две. Мол, если американцы дадут – то и мы подумаем, а те не рвутся.
У немцев, если поскрести по площадкам в цехах завода, найдётся аж 29 танков «Леопард-2А4», предназначенных для переделки в модель 2А7V для бундесвера. Вот их Берлин мог бы в теории отправить в ВСУ в конце весны либо летом. Имеется ещё 22 машины с площадки утилизации, которые нужно восстанавливать почти год. И это, в общем, все. Какой смысл в таких поставках? Иногда в день ВСУ теряли до 20 танков.
Танки НАТО не помогут там, где не помогли танки СССР
В итоге танков нет. Да если бы и были – это ВСУ не даст ничего. Допустим, украинцы насобирают со всего альянса сотню «Леопардов», сотню «Абрамсов», сотню Т-72, 14 «Челленджеров-2» и, скажем, десяток «Леклерков». Но у армии России даже новейших Т-90М только на фронте больше, не говоря о современных Т-72Б3/Б3М, Т-80БВМ и прочих машинах.
Да и западным танкам, чтобы доехать до поля боя, нужно не быть уничтоженными РСЗО с кассетными БЧ с самонаводящимися или самоприцеливающимися противотанковыми боевыми элементами, или ПТУР с боевых вертолётов. У их экипажей счета уничтоженных машин идут на десятки. Им нужно не застрять в грязи и не утонуть в реке, когда под тяжёлой машиной сломается мост. Вот их и не дают. Конечно, в итоге Украина что-то и получит, но никакого «решающего» влияния это не окажет.
С артиллерией дела обстоят тоже достаточно плохо для Киева. Ну передадут ВСУ 18 САУ «Паладин» из США, так их уже сожгли очень много. Дадут немного колёсных шведских САУ «Арчер» и все датские «Цезари», часть которых уже попала на Украину. Но сама Дания останется буквально без штанов. Можно только посочувствовать европейским «независимым» странам, которые с вымученным восторгом отдают всё чужому дяде, а сами остаются голыми. В целом нормальной артиллерии и боеприпасов ВСУ перепадает всё меньше, а именно этого и не хватает. Поэтому на Украине итогами саммита очень недовольны. В Киеве заявляют, что им недодали «их» оружия. Наглость – второе счастье.
Запорожский фронт
Пока в Киеве ждали очередной порции манны небесной из НАТО, внезапно активизировались боевые действия на Запорожском операционном направлении, которое ранее даже в сводках МО РФ долгое время не упоминалось. ВС РФ неожиданно перешли к активным действиям на фронте шириной километров 60 от Каховского водохранилища и до Гуляйполя.
Между тем ещё недавно разные военные блогеры активно предсказывали наступление на этом участке именно ВСУ. Что оказалось плодом их фантазии. Наступать на открытой местности без авиации, многократно уступая российской армии в артиллерии и бронетехнике, да ещё на уплотнённую линию обороны, за минными полями и с отсечными полосами в ближних тылах, – невозможно. Всё это исключает прорыв «толпой» в расчёте на то, что авиация, артиллерия и бронетехника не успеют перебить всех. Даже если на участке прорыва живой силы раз в 10 больше, чем у противника. Именно так ВСУ прорывались под Харьковом, но через очень неплотную, очаговую линию обороны. Также исключено просачивание малых групп, которые украинцы тоже активно использовали.
Сейчас у России много живой силы, а с танками, бронетехникой и артиллерией проблем не было и раньше. Так что с наступлением у ВСУ сложновато. А вот ВС РФ наступать явно начинают. Быстро взяв «серую» зону и преодолев с помощью массированного огня артиллерии и авиации первую линию обороны, наступающие части на широком фронте продвинулись на 7–10 км. Минобороны России обычно очень нескоро рассказывает об освобождении населённых пунктов, но некоторые были уже объявлены.
Среди взятых – Пятихатки, Лобковое и важный посёлок Каменское на берегу Каховского водохранилища. Точнее, он расположен на берегу заливчика этого «моря», где в него впадает река Янчерак. В результате украинцы откатились ближе к Степногорску. Каменское было важным узлом обороны ВСУ, которые предпочитают обороняться в деревнях и городах, прячась за немногочисленным оставшимся мирным населением. Оно находится на трассе Е105 «Москва – Симферополь», рядом – железная дорога и станция. Дорога от Каменского ведёт к Степногорску, и если падёт и он, то путь в предместья города Запорожье будет открыт. Также ВС РФ подошли вплотную к городу Орехову (15 тыс. жителей). Это важный узел украинской обороны, расположенный к западу от Гуляйполя. Сейчас войска закрепляются на достигнутых позициях и «разбирают» вторую и третью линию обороны, затем двинутся дальше.
Это разведка перед большим наступлением
Вероятно, это ещё не фаза того самого большого наступления, которое все ждут, – это подготовка. Прощупывание сил, занятие первых линий обороны, нейтральной «серой» зоны, разведка боем, работа на разрушение укреплений и уничтожение техники и живой силы, охота за артиллерией. Такие действия сейчас происходят уже в той или иной форме на разных участках линии фронта. Но главные силы в бой ещё не вводились, и основные, главные, удары даже ещё не обозначены. Как и куда они будут нанесены – вопрос для очень многих, включая и противника. Например, возможно сразу много ударов – и из Белоруссии на Западную Украину с целью отрезания снабжения ВСУ из Польши, и на Киев скорее как отвлекающий удар. На севере – в районе Сум и Харькова, а на юге – Запорожье или возврат Херсона и удар на Николаев.