21 ноября исполнилось девять лет со дня начала киевского майдана в 2013 году. Как многие хорошо помнят, в тот день собравшихся в центре украинской столицы студентов призывали брать с собой зонтики. В этом году погода оказалась значительно хуже – первый снег выпал в Киеве ещё 19 ноября. Словом, пока ожидание тёплой зимы, которая поможет Украине да и всей Европе пережить энергетический кризис, не подтверждается реальностью. «Для киевского правительства затраты на ведение войны при одновременном удовлетворении материальных потребностей своих граждан будут расти, даже если украинская армия продолжит набирать силу. Что ещё хуже, надвигается зима, и Россия намерена нанести ущерб украинской экономике, атакуя её важнейшую инфраструктуру», – пишет американская газета The New York Times. По её мнению, сейчас Москва сумела найти ахиллесову пяту Незалежной.
Ракетный удар, обрушившийся на Украину на прошлой неделе, произвёл впечатление на Запад. Многие там поверили собственной пропаганде о том, что у России заканчиваются вооружения. Поэтому залп из 96 российских ракет, ставший самым крупнейшим за всё время СВО, поставил буквально в тупик американских аналитиков. Всё та же The New York Times опубликовала расследование под заголовком «Как России удалось нанести крупнейший удар с воздуха по Украине?». Его вывод довольно прост – Москва может производить «Искандеров» и «Калибров» больше, чем считалось недавно. С учётом изменения российской военной стратегии это плохие новости для Зеленского.
За океаном политики и эксперты приходят к осознанию самой большой проблемы Украины. Она заключается в том, что страна не справляется с разрушениями, которые атаки России наносят её экономике, а не армии. Причём перспективы увеличения финансовой помощи со стороны ЕС и США в данный момент падают из-за ухудшения экономической ситуации на Западе. В то же время даже после 9 месяцев с начала военной операции Россия сохраняет огромную разрушительную мощь. Согласно подсчётам экспертов США, только за последние недели российские ракеты и беспилотники поразили 40% энергетической инфраструктуры Украины, вызвав постоянные отключения электроэнергии по всей стране. Ракетные обстрелы оставили без света около 4, 5 млн украинцев, 80% киевлян были лишены воды. Причём эти цифры постоянно растут, и на момент выхода статьи могут оказаться значительно больше.
Экономическая статистика Незалежной пугает Запад. Там понимают, что нынешнее бедственное положение этой страны отражает историческую закономерность: затяжные войны разрушают экономику государств, а их негативные последствия долго сохраняются даже после окончания боевых действий. Управление ООН по координации гуманитарных вопросов сообщило в ноябре, что в настоящее время шесть миллионов украинцев являются внутренне перемещёнными лицами, а ещё семь миллионов нашли убежище за границей. При этом, по данным Нацбанка Украины, во втором квартале 2022 г. безработица достигла 35%. Уровень бедности, составлявший 2, 5% в 2020 г., уже приблизился к 25% и может удвоиться к концу следующего года.
По прогнозам Всемирного банка, в этом году ВВП Украины упадёт на 35%, а по другим оценкам, сокращение может достичь 40%. Ежемесячный дефицит бюджета Незалежной уже составляет 5 млрд долларов. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль недавно заявил, что с учётом ожидаемого разрыва между расходами и доходами его стране потребуется помощь в размере 42 млрд долларов только в 2023 году. А президент Владимир Зеленский попросил ещё 17 млрд долларов на восстановление повреждённых или разрушенных электростанций.
Как утверждает The New York Times, все эти суммы составляют примерно 30% текущего ВВП Украины. Причём это консервативные оценки. В случае продолжения ударов по энергосистеме Незалежной многие украинцы останутся вообще без работы – ВВП сократится ещё сильнее. Нежелание киевской верхушки пойти на мирное соглашение с Москвой уже привело к резкому падению торговли Украины. К концу сентября дефицит торгового баланса увеличился более чем вдвое и достиг 6, 1 млрд долларов.
В Вашингтоне уже всем ясно, что, учитывая крах экономики Украины, она отчаянно нуждается в постоянном притоке огромных сумм в виде помощи. Их не покроет даже конфискация всех замороженных российских активов на сумму примерно 300 млрд долларов. По западным оценкам, уже сейчас на восстановление послевоенной Украины может понадобиться от 350 до 750 млрд долларов. Встречаются цифры и в триллион. И это даже до того, когда будет можно предсказать все масштабы разрушений. Зеленский хороший актёр, но даже это не поможет ему убедить Запад дать такие деньги. Несмотря на все нынешние обещания администрации Байдена.