Коммунисты пытаются удержать свои позиции в гордуме Иркутска
№ () от 2 августа 2022 [«Аргументы Недели Иркутск», Александр Потапов ]
Приговор Андрею Левченко, сыну экс-губернатора Иркутской области и руководителю фракции КПРФ в заксобрании его однопартийцы и независимые наблюдатели трактуют как однозначно несправедливый и несоразмерный. Впрочем, сколько уже знаковых подобных приговоров знал Иркутск — дела экс-мэра Ольхонского района Сергея Копылова, экс-ректора ИрГТУ Ивана Головных не дадут соврать. Следственно-судебная машина, что называется, и не таких как Левченко перемалывала. Другое дело, что резонансный приговор проходит на фоне постепенного затухания влияния партии в Приангарье, а для «перезагрузки» ситуации могут потребоваться жесткие кадровые решения.
Дело Андрея Левченко рассматривалось в Кировском районном суде Иркутска с февраля этого года. И вот, в конце июля в отношении него и еще четверых фигурантов появился резонансный приговор. Судья Лариса Самцова признала сына экс-губернатора, а также Олега Хамуляка, Антона Рябикина, Дмитрия Коженова и Сергея Чернышова виновными в совершении преступлений «мошенничество в особо крупном размере» и «ограничение конкуренции с извлечением дохода в особо крупном размере».
Теперь непосредственно о приговоре. Андрею Левченко назначено наказание в виде девяти лет лишения свободы со штрафом в размере 1,6 млн рублей, а также с лишением права занимать должности на государственной службе сроком на 2 года 11 месяцев. Олег Хамуляк приговорен к восьми годам со штрафом в размере 1,3 млн рублей. Антон Рябикин — к семи годам с таким же штрафом. Дмитрий Коженов и Сергей Чернышев получили по четыре года условно со штрафом в размере 900 тыс. рублей каждому.
Но это еще не все. В полном объеме удовлетворены исковые требования, заявленные Фондом капитального ремонта Иркутской области на сумму свыше 55 млн рублей. Возмещение этой суммы также станет обязанностью Левченко, Хамуляка и Рябикина.
Никто из подсудимых свою вину не признал, сторона их защиты готовит обжаловать приговор в областном суде.
Сергей Левченко, занимавший в прошлом пост губернатора Приангарья, а ныне — депутат Госдумы РФ и руководитель областного отделения КПРФ называет приговор в отношении сына политической расправой. «Обычно на суде должна проявляться истина, сторона обвинения прозрачно и авторитетно должна доказать факты вины, защита — находить неточности. Но все, что происходило в отношении Андрея категорически не подходит под принципы справедливого судопроизводства», — считает он.
Первый секретарь обкома утверждает, что фигурантов дела содержали в СИЗО на основании «неких письменных заявлений неизвестных свидетелей», а в ходе судебного процесса «никто из свидетелей стороны обвинения не подтвердил, что писал такие заявления».
По его словам, следствие по уголовному делу было проведено «небрежно». «В частности, в деле отсутствуют исполнительные документы, на основании которых можно сделать выводы о нанесенном ущербе, не приводится методика и регламенты, по которым производился расчет ущерба, имеются факты оказания давления со стороны правоохранительных структур на одного из подсудимых», — перечисляет претензии Сергей Левченко.
Экс-губернатор добавляет, что помимо правовой поддержки, Андрей Левченко получит и общественную. «Мы готовим целый комплекс мероприятий, это будут и одиночные пикеты, и митинги», — уточняет он.
«Дело Левченко является ничем иным, как политической расправой», — считает заместитель руководителя фракции КПРФ в заксобрании Иркутской области Андрей Андреев. По его словам, такой же точки зрения придерживается и лидер Коммунистической партии РФ Геннадий Зюганов, который ранее обращался по этому поводу к президенту страны Владимиру Путину.
«Девять лет лишения свободы и общий штраф около 20 млн рублей — такой приговор характерен скорее для тяжких преступлений против личности. Кроме того, необходимо обратить внимание, что Андрей Левченко единственный из фигурантов, кто получил санкции, связанные с запретом занимать должности на государственной службе. Скорее всего, таким образом власть «проложилась» на тот случай, если приговор не устоит в более высоких судебных инстанциях. По сути, нашему однопартийцу заранее показывают нежелательность его выдвижения в депутаты нового созыва заксобрания в следующем году», — считает господин Андреев.
То, что дело против Андрея Левченко «имеет внешние признаки некоего политического заказа» отмечает и иркутский политолог Юрий Пронин: «С гуманной точки зрения всегда испытываешь сочувствие к человеку, получившему большой срок не за насильственные преступления против личности. Очевидно, что сторона защиты пройдет все возможные кассационные инстанции».
Впрочем, каким будет решение вышестоящих судебных органов, пока не могут предположить ни сторонники Андрея Левченко, ни политнаблюдатели. Между тем, резонансное дело, в той или иной степени не добавляющее очков для партии в глазах обывателя, проходит на фоне откровенного ослабления позиций КПРФ в регионе. Ее члены и сторонники в органах власти начинают менять «окрас», переходя под крыло прежних партийных конкурентов. Это уже проявляется и в региональном законодательном собрании, и в городской думе.
Буквально 1 августа в думу Иркутска поступили заявления от депутатов Сергея Юдина и Алексея Колмакова (избиравшихся при поддержке КПРФ) о включении их в состав фракции политической партии «Единая Россия». Как отмечается в сообщении представительного органа власти, заявления депутатов будут рассмотрены в августе на очередном заседании фракции и постоянной комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике думы. Таким образом, количественный состав объединения будет увеличен до 16 человек. Ранее Сергей Юдин и Алексей Колмаков состояли во фракции КПРФ, которая 7 июля прекратила существование после выхода из ее состава трех из пяти депутатов: согласно регламенту во фракции не может состоять меньше трех человек.
Примечательно, что в этот же день, 1 августа, свое заявление относительно планов по возрождению в думе фракции КПРФ сделал и первый секретарь обкома Компартии Сергей Левченко. Это произошло на пресс-конференции, в ходе которой господин Левченко комментировал приговор своему сыну. «У нас есть планы относительно усиления влияния партии в регионе. В частности, в настоящее время готовится вопрос о воссоздании фракции в думе Иркутска. Есть кандидаты, оформляются необходимые документы. Фамилии я пока назвать не могу, так как сначала нам необходимо завершить все процедуры», — заявил он.
Депутаты думы, покинувшие ряды фракции, сомневаются в успешности планов. «Туда, во фракцию, некому вступать. Возможно, имеются в виду кандидатуры Александра Перевалова и Виталия Матвийчука, находящиеся сейчас вне каких-либо групп и фракций. Но они еще два года назад вышли из КПРФ и, насколько я помню, не выражали желания возвращаться», — рассуждает Сергей Юдин.
Иркутский политолог Юрий Пронин также усомнился в реализации озвученных Сергеем Левченко планов и назвал его заявление «политическим жестом», «хорошей миной при плохой игре».
«Ослабление областной ячейки КПРФ, утрата влияния партии на внутреннюю политику — процесс сугубо объективный, в немалой степени связанный с фигурой самого Левченко, который бессменно возглавляет обком уже на протяжении 30 лет. Никто из членов партии в открытую критиковать его не будет, но я уверен, что Сергей Георгиевич очень авторитетный, но весьма тяжелый чемодан без ручки для парии. Пока он у руля, кризис в региональном отделении будет усиливаться. Накануне выборов в региональное заксобрание однопартийцам нужно принимать сложные антикризисные решения», — рассуждает политолог.
Как сообщалось ранее, о намерении покинуть фракцию КПРФ в гордуме 29 июня заявляли ее руководитель Ростислав Белых, а также депутаты Ольга Клевцова и Андрей Стрельцов. Мотивом для их решение, стало отсутствие обещанной поддержки со стороны руководства партийной ячейки. Вышедшие из фракции КПРФ депутаты образовали в думе новую депутатскую группу «Иркутск социальный», которая «будет выражать консолидированную позицию по вопросам местного значения вне зависимости от политики».
После выборов 2019 года фракция КПРФ была второй по численности в гордуме Иркутска: в нее входили восемь человек (больше только у «Единой России» — 14 депутатов). Однако в 2020 году из-за внутренних разногласий фракцию покинули три депутата — Юрий Коренев, Виталий Матвийчук и Александр Перевалов, которые до сих пор сохраняют внефракционный статус.