Западным экспертам и аналитикам не позавидуешь. За последние три весенних месяца они уже третий раз вынуждены кардинально менять свои прогнозы. Напомним, в конце февраля перед самым началом специальной военной операции на Украине американская разведка утверждала, что российская армия сможет взять Киев за 72 часа. Но после отвода российских сил из Киевской области в начале апреля в Вашингтоне решили, что Зеленский сумел кардинально переломить ситуацию и вот-вот отвоюет весь Донбасс и даже Крым. Тогда развоевался даже старина Боррель, который по примеру своих заокеанских товарищей объявил о желании «выиграть эту войну на поле боя». Сейчас – новый поворот. По мере развития успешного наступления России на Донбассе президент США Джо Байден внезапно прозрел и в своей программной статье в газете The New York Times заявил, что «цель Соединённых Штатов – это мир, достигнутый путём переговоров». Приближённые к Белому дому эксперты тут же увидели аналогию конфликта на Украине с войной в Корее, которая, как известно, закончилась разделом этой страны.
Конечно, в американских СМИ можно найти материалы, как говорится, на любой вкус. В один день в разных изданиях там могут быть опубликованы либо статьи, призывающие немедленно отвоевать у России сухопутный коридор в Крым, а также разбомбить Крымский мост, либо вопли о невероятной силе Москвы, способной в скором времени разгромить НАТО и дойти победным маршем до Ла-Манша. Но все они не имеют отношения к реальной политике и попросту игнорируются Белым домом.
Однако к материалам, опубликованным в газете The Washington Post, которая считается своеобразной доской объявлений нынешней администрации США, стоит относиться серьёзно. Тем более если они написаны информированными и доверенными собеседниками высокопоставленных американских чиновников. Одним из них является журналист и писатель Дэвид Игнатиус, настрочивший на прошлой неделе для этого издания статью под заголовком «Байден готовится к долгой ограниченной войне на Украине». По его словам, президент США уже «предпринял некоторые разумные шаги по определению целей Запада в конфликте на Украине – а также его допустимых пределов».
Итак, Байден утверждает, что сейчас Штаты якобы «не стремятся к войне между НАТО и Россией», а также не намерены предпринимать попытки по свержению власти в Москве. Более того, Вашингтон даже уверяет, что не хочет «затягивания боевых действий с целью причинения боли России». Но если в первые два заявления ещё можно как-то поверить, то последнее является полной ложью. Дело в том, что поставки западного оружия на Украину как раз серьёзно затягивают конфликт.
Впрочем, в нынешней ситуации важно даже изменение американской риторики, которое вызвано последними успехами России на Донбассе. С ними вынужден считаться Белый дом. Более того, по мнению Игнатиуса, «сейчас в военной операции на Украине наступил перелом, и это вызывает беспокойство у президента США». В первую очередь он вынужден успокаивать своих европейских союзников, которые уже запаниковали и требуют достичь скорейшего мира любой ценой. Слишком уж велики экономические потери Европы от введённых ей самой антироссийских санкций.
Более того, в Вашингтоне уже считают, что конфликт на Украине становится «похож на долгую и изматывающую мясорубку Корейской войны». Причём сейчас Запад не может добиться военной победы с приемлемыми издержками и, следовательно, должен действовать, как Дуайт Эйзенхауэр, который в 1953 году заключил договор о прекращении огня в Корее. В итоге страна была разделена на Север и Юг. Именно так предлагает поступить и сейчас газета The Washington Post. По мнению издания, подобное развитие событий может стать образцом для послевоенной Украины, только делить Незалежную придётся на Восток и Запад. Но и это ещё не всё - якобы Байден уже на прошлой неделе «приступил к скрытому торгу с Россией, обозначив контуры сделки».
Хорошо понятно, чтобы план Вашингтона был реализован, нужно и согласие второй стороны – Москвы. А с этим могут быть большие проблемы. Как считают сейчас многие эксперты в российской столице, механический перенос корейского опыта на украинскую землю попросту не сработает. Хотя бы потому, что западные украинцы – это не южные корейцы. Как говорится, почувствуйте разницу. К тому же Запад постоянно опаздывает со своими рецептами выхода из кризиса. Если ещё вчера можно было остановить боевые действия, дав России и Донбассу гарантии безопасности, то сейчас возвращения к ситуации, существовавшей до 24 февраля, уже не будет. Необходимо искать новую «украинскую 38-ю параллель». И где она пройдёт, сейчас определяет российская армия.