Параллельная глубинка
№ () от 7 декабря 2021 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Петр АВДЕНТОВ ]
Не успел нижегородский Институт проблем социального управления после своего актуального социологического опроса констатировать рост числа нижегородцев, не желающих общаться с властью, как эту особенность уже в российском масштабе отметил в своей недавней нашумевшей статье бывший «серый кардинал» российской внутренней политики Владислав Сурков.
Когда молчание не знак согласия
Статья называется «Куда делся хаос? Распаковка стабильности». С ее помощью Сурков в первую очередь пытается напомнить власти о себе, просится опять на госслужбу, пишет завуалированный донос на нынешнего «кардинала» Сергея Кириенко, ну и предлагает свои провокационные рецепты спасения царя и отечества. Мне же как провинциалу из глубинки в статье интересна прежде всего характеристика так называемого глубинного народа и как он пытается избавиться от опеки родного социального государства.
Еще недавно, по Суркову, «прибежищем хаоса и канализацией свободы был интернет. Его восхваляли как прекрасную анархию не от мира сего, где все дозволено и где всем от вседозволенности хорошо». Сегодня же «призрачные чертоги виртуальной вольности на глазах изумленной публики уже обретают строгие очертания цифрового концлагеря». И вольнодумцы, и продвинутые сетевые обыватели уже потянулись из этого лагеря в более свободные места, а если точнее, в параллельную реальность. А в ней все явственнее вырисовывается очень опасная для государства идеология – идеология многозначительного молчания.
«Методично вытесняемый из обеих реальностей (материальной и виртуальной) хаос уходит в слепые зоны общественной жизни. Он стимулирует стихийное распространение неафишируемых коллективных практик, направленных не против мейнстрима, а параллельно ему. Люди не хотят быть против. Люди хотят быть параллельно, не пересекаясь с системой без крайней нужды. Массовая дисполитизация населения оставляет истеблишмент наедине с самим собой. Для параллельных людей сходить на выборы или пронести правильный плакат – не более чем способ по-быстрому отдать кесарю кесарево, чтобы потом вернуться обратно в свою личную недовселенную, где они обитают в полном несоответствии с духом и буквой этого плаката. Широкое распространение такой точечной лояльности и одноразового патриотизма означает, что во все более монолитной с виду структуре общества образуется все больше лакун и полостей, заполняющихся неизвестно чем.
Когда правильные слова от слишком частого повторения плавно обессмысливаются, из них испаряется искренность, и символ веры превращается в банальный пароль для получения доступа к системе распределения должностей и привилегий. И тогда существенным становится не то, что люди говорят, а то, о чем они молчат. Господствующий дискурс утрачивает убедительность и все чаще нуждается в силовой поддержке. А несвоевременные и потому невыговариваемые мысли, идеи и сомнения наполняют молчание завораживающей многозначительностью. В каком-то смысле молчание становится альтернативной идеологией. И это тоже симптом накопления иррегулярности.
Прямой угрозы для установленного порядка перешедший в режим молчания и параллельной общественности беспорядок не представляет. Система как никогда, слава богу, прочна, и хаос для нее не проблема. Галопирующая централизация остается генеральным трендом. Применение экстрактов исторической памяти, просроченной морали, административно-духовных ценностей и других тяжелых социальных консервантов в неограниченных дозах обеспечивает сохранение желанной стабильности.
И все же игнорировать “непроблему” неразумно. Идеология молчания тем и неприятна, что не проговорена, а значит, не структурирована, темна и бессвязна. Если (пусть и нескоро) приходит ее время, она тупо обрушивается на существующий порядок вещей, не формулируя внятных целей», – предупреждает Сурков.
Правда, примерно о такой же идеологии задолго до Суркова предупреждал еще Пушкин своим – «народ безмолвствует…». И это молчание далеко не знак согласия с постоянными российскими государственными безобразиями.
Народные промыслы – от природы до государства
Сами «параллельные» глубинные люди тоже неоднородные. К ним вполне можно отнести жителей мегаполисов, включая и Нижний Новгород. Некоторые просто ушли во внутреннюю эмиграцию, другие потянулись из своих человейников в деревни. Параллельно живет значительная часть постоянного населения в муниципалитетах, которая не дотянулась до местной бюджетной кормушки. Причем заезжие горожане выбирают для жительства малонаселенные деревушки, чтобы аборигены в них не превалировали. Ряд федеральных экспертов в этой сфере оценивает численность глубинной России чуть ли не в половину всего населения. Часть «глубинников» работает официально, очно и на удаленке, но многие стараются оставаться в теньке, как можно меньше соприкасаясь с государством. Самый распространенный среди них промысел – создание личных подсобных хозяйств. Часть относительно неплохо зарабатывает на природных ресурсах – на сборе грибов и ягод, лекарственных трав, того же иван-чая. Кто-то охотится за металлом. Неплохо помогает выжить и пресловутая «гаражная экономика» вкупе с теневой сферой услуг. Встречается и такой социальный промысел, как опекунство над сиротами. Берет пожилая сельская семья, у которой свои дети выросли, опекунство над парой-тройкой сирот, и в ее бюджете появляется весомая по сельским меркам прибавка. Прибавляется рабочих рук и в подсобном хозяйстве. Получается двойная выгода. Ребятишкам тоже лучше, чем в детдоме, – здоровый образ жизни, качественное питание в комплексе с трудовым воспитанием, которое не помешает в самостоятельной жизни.
Вместо единой России две параллельные
В итоге вместо единой государственной вертикали имеем две параллельные России. Одна – официальная корпорация с маленькой кучкой акционеров, которая в телевизоре, а теперь и в интернете. Там все ширится-топырится, трубы качают, бюджет растет, внешние враги бьются в бессильной злобе. Там реальный учет и контроль, чтобы свои не крысятничали.
Вторая Россия – глубинная, где спасение утопающих дело рук их самих и каждый выживает как может. Государственная власть периодически пытается взять и эту часть страны под жесткий контроль, особливо теневые доходы, да слишком уж хлопотное это дело. Силенок довести его до конца не хватает. Даже недавняя перепись населения, итоги которой вызывают большое сомнение, не смогла подсчитать реальную численность россиян, в том числе и глубинных. Да и регулярно оптимизируемая местная власть все больше теряет свое влияние на жителей глубинки.
Глубинный народ в массе своей, в том числе и молодежной, не интересуется политикой, потому что не доверяет публичным политикам, не доверяет политическим партиям и выборам тоже не доверяет. Вот, к примеру, одно из нижегородских информационных агентств публикует в соцсетях экспертные мнения о важнейших еженедельных событиях с политическим уклоном. И недавно оно после выпуска очередного обзора об инфляции в стране, принятии областного бюджета, объединении в Кстове города и района озадачилось, интересно ли это аудитории. Оказалось, что интерес даже к этим актуальным для обывателей проблемам минимален. А все потому, что повлиять на них рядовые граждане практически не могут. Местных глав теперь напрямую не выбирают. За бюджет голосуют тоже депутаты, за которых основная часть избирателей не голосовала. А раз повлиять не можешь, остается только приспосабливаться да пребывать в состоянии постоянного изумления от раздвоения сознания и параллельных реальностей.
В одной, официальной, жить становится с каждым днем все лучше и радостнее. У нас в регионе заботливая о народе власть выделяет сотни миллионов на празднование Нового года в областной столице и больше миллиарда – на строительство «позарез необходимого» нижегородцам фуникулера. В столице закатов, как в Новых Васюках, непрерывно проводятся всяческие форумы, фестивали, презентации и хакатоны. И все вокруг оцифровывается, начиная с остановок и кончая фонарными столбами.
Однако впараллель с этой официальной идиллией сосуществует и другая, суровая и неприглядная нижегородская реальность. В ней от властной заботы народ почему-то стремительно сокращается в числе, видит пустеющие полки магазинов, в которых уже не может купить в достатке нормальной еды на свои искусственно обесцененные пенсии и зарплаты. Люди вечером не могут дождаться автобусов на умных остановках, неделями не могут попасть на прием к врачу и вовремя получить качественную медицинскую помощь. Они своими глазами видят качество дорогостоящего благоустройства, за которое якобы сами же и проголосовали. В глубинке реальная картина еще «краше».
Не буди лихо, пока оно тихо
Тем не менее наш глубинный народ все эти государственные безобразия пока терпит, не политизируется, старается выживать как может. Вот показательный пост на тему нынешней жизни продвинутого глубинного человека из Балахны бизнес-консультанта Юрия Подгорнова:
«В интересное время мы живем, будет что вспомнить на старости лет, если доживем, конечно.
Фейсбук совсем теряет былую привлекательность, познавательный и приятный контент. Сначала в нем пропали красивые женские тела с морских курортов, потом ковидным ветром перемен со страниц сдуло коучей, бизнес-тренеров, других полезных для жизни специалистов и интересных людей. Мало стало авторов, которые могут выложить для обсуждения или интереса какую-либо светскую или житейскую тему. Тренды сейчас другие.
Ленты новостей захватили ваксеры и антиваксеры, ковид-диссиденты, специалисты по вакцинам и инфекционным болезням и просто люди этим озабоченные. Головы подняли наставники по патриотическому воспитанию неразумных граждан, которые еще не поняли, в чем истинные ценности и где враги отечества современного момента.
Расстраивает, что слишком часто в ленте стали звучать слова фашизм, пособники фашистского режима, концлагерь применительно к нашей действительности, хотя люди, их произносящие, видимо, забыли, к какой страшной эпохе нашего истории они относятся. Но радует, что с завершением реконструкции парка “Швейцария” одной горячей точкой на карте Нижнего Новгорода стало меньше.
Я постепенно чищу свой список и убираю оттуда всех, кого тема коронавируса волнует слишком много времени и раздражает, если другие остаются равнодушными к их персональной точке зрения на эту тему. Удаляю тех, кто не готов услышать иную позицию на все происходящее в стране и призывающих к любым формам общественного сопротивления, бойкотам и противостояний. По-моему, сегрегация нашего общества произошла давно и без применения QR-кодов. Я имею в виду глубокую пропасть между богатым меньшинством и бедным большинством нашего населения. И пропасть эта только углубляется, что намного опаснее разделения людей по QR-кодам. Лучше бы на обсуждение и решение этой проблемы были направлены усилия наших властей и граждан.
Проблема коронавируса меня волнует не меньше остальных и есть своя точка зрения, но я ее оставляю вне соцсетей. Я за общественный мир, благоразумие, сохранение психического и физического здоровья.
Но жизнь не стоит на месте, и в ней по-прежнему у меня есть дорогие мне семья, любимая теща, внучка Варвара, крыса Ларсен и собака Джулия, дача, родители, которые важнее всего на свете и поддерживают в это непростое время.
Скоро ляжет снег, будут лыжи, придет Новый год, потом сажать рассаду, а там весна и новый дачный сезон. Как сказал один наш политик, “Дорогие друзья! Все проходит, и это пройдет. Наша страна не раз проходила через серьезные испытания: и печенеги ее терзали, и половцы, – со всем справилась Россия. Победим и эту заразу коронавирусную. Вместе мы все преодолеем”. Хочется в это верить».
Казалось бы, жить нашей власти с таким терпеливым неполитизированным глубинным народом да радоваться. Так нет же, решила еще сильнее прижать его к ногтю, подвергнув повальной куаркодизации, наплевав на все конституционные права. И проект закона соответствующего для Госдумы был уже оперативно сварганен, но вдруг что-то пошло не так. Сначала жители Татарстана неожиданно жестко отреагировали на введение проезда на общественном транспорте только по куар-кодам. Резко увеличилось число открытых обращений населения к президенту и председателю Госдумы с требованием соблюдать конституционные права граждан. Не исключением стала и Нижегородская область, где тоже прозвучали подобные обращения, собирались подписи за отмену куаркодизации. Дошло до того, что против нее открыто и массово выступили рабочие градообразующего предприятия в Первомайске, где всегда были небывалые показатели голосования за «единороссов».
Неужто и небывалому глубинному терпению приходит конец? Надо признать, что власть тоже почувствовала реальную для себя угрозу и временно приостановила «махать шашкой». В Госдуме слушания по скандальному куаркодному закону собираются проводить лишь во второй половине декабря, после бурной негативной реакции на него в telegram у Володина. Да и основную ответственность за этот непопулярный в народе законопроект федералы перекинули на регионы. Кстати, наше Законодательное собрание «единороссовским» большинством его поддержало. А вот губернаторы в наиболее протестных регионах, в том числе и в нашем, благоразумно смягчили ряд коронавирусных ограничений, правда, тоже переложив ответственность за них на самих предпринимателей.
Хотелось бы надеяться, что наши параллельные реальности продолжат и дальше понемногу сближаться. Еще наш земляк Лобачевский предупреждал, что параллельные прямые в итоге сходятся. Подтверждает это и любимая глубинным народом песня: «а рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся…» И для обеих параллелей будет лучше, если это схождение не заискрит и произойдет без очередной государственной катастрофы.
Тем не менее Сурков в своей статейке провокационно к ней нынешнюю власть призывает, предлагая ей упаковать молчаливую энергию глубинного народа в маленькую победоносную войнушку на чужой территории, а по сути, в очередную Смуту. Но мы-то помним, чем такие войны заканчиваются – и в 1905-м, и в 1917-м, и в 1991-м.