Депутатов хотят поставить на контроль
26 августа 2021, 10:04 [«Аргументы Недели. Челябинск», Владимир Филичкин ]
Что бы ни говорили отдельные злопыхатели, а российский парламентаризм, несомненно, растет и развивается. И мы дождались того, что в Госдуму внесен действительно уникальный законопроект — «О несении уголовной ответственности за невыполнение кандидатами своих предвыборных обещаний». Прокомментировать депутатскую инициативу мы попросили адвоката, председателя челябинской адвокатской коллегии «Экономическая» Андрея Коршунова:
— Андрей Геннадьевич, замглавы фракции «Справедливой России» в Госдуме Олег Нилов за месяц до выборов озаботился идеей беспощадной борьбы с народными избранниками, «активно применяющими самые порочные методы ведения избирательной компании, сопряженные с обманом и злоупотреблением доверием избирателей».
До выборов остался месяц.
— Согласен с вами, если депутаты что-то перед выборами провозглашают, то, по всей вероятности, они рассчитывают, что их избирателям это очень должно понравится. Мы уже наблюдали парад их предвыборных творческих инициатив.
И мне это интересно, прежде всего, на предмет того, кто из депутатов как понимает, что от него хотят слышать его будущие избиратели.
И какими он их, соответственно, видит. И вот, наверное, впервые в истории российского парламента, который в последнее время прославился в общем-то большим количеством репрессивных законов, принимаемых в отношении населения, которое его выбирает, начиная от увеличения административных штрафов и кончая придумыванием и утверждением новых наказаний в Уголовном кодексе, депутаты предлагают применить к самим себе меры уголовной ответственности. А это мера экстраординарная.
И это желание применить именно уголовное наказание, во многом свидетельствует о таком архаичном типе правосознания, когда предлагается, не имущественная ответственность, не ответственность в рамках парламентских процедур, а именно ответственность уголовная, самая древняя, традиционная.
Мы помним, в истории человечества были такие моменты, когда за обычный денежный долг кредитор мог должника разрубить на части своим мечом. Но жили тогда наши предки не очень хорошо и счастливо. Да и недолго…
Депутат — это спецсубъект
— Можно опять же заметить такой момент, как понимание ими своей депутатской должности как некоего экстраординарного блага, за которое вполне можно требовать вот такую экстраординарную ответственность. Для них это какая-то особая работа, в которой ошибки должны исправляться только пролитой кровью и лишением свободы…
Казалось бы, что-то все же нужно делать с теми депутатами, которые не исполняют свои предвыборные обещания. Но с другой стороны, зачем? Ведь у нас каждые пять лет — новая Дума, в которой депутатами по 20 лет сидят одни и те же люди. И большинство населения это не очень сильно беспокоит.
Может быть, обсуждение и посильное освещение этого законопроекта приведет к тому, что у нас население начнет все-таки задумываться хоть о какой-то ответственности депутатов перед избирателями, потому что на сегодня у нас вообще нет никакой ответственности депутатов.
В любом случае, этот депутат, который вносил предложение, будет в выигрыше. Если его примут, то это он это обещал народу. А если его не примут, и его обещания окажется несбыточным, то закона такого нет, и отвечать он за свою несостоявшуюся инициативу не будет.
— Теперь никто не сможет упрекнуть депутатов за то, что они специализируются на принятии законов, усложняющих жизнь только их избирателям…
Еще раз об отзыве депутатов
— Да, депутат предлагает внести новую статью 140 2.3 в Уголовный кодекс, и она называется «Невыполнение предвыборных обещаний». А под невыполнением предвыборного обещания понимается непринятие лицом, избранным на выборные должности, всех зависящих от него мер для обеспечения выполнения содержащегося в тексте опубликованной кандидатом или политической партией предвыборной программы.
А это категория, сразу скажу, оценочная, то есть понятно, что без суда здесь не обойдется. Кстати, о предусмотренном в законопроекте наказании: пока нет такого вида наказания, как принудительные работы в Государственной Думе.
Любопытно и то, что именно в этой новации понимается под предвыборным обещанием. В данном случае там есть примечание о том, что это должно быть четко определенное и данное в безусловной форме обещание, обязательство кандидата совершить в будущем, в случае его избрания на выборные должности, действие или совокупность действий в рамках соответственных полномочий. То есть это такая интересная конструкция, это как бы некоторый договор депутата с избравшим его народом.
И еще немаловажное. Вот, например, у нас есть партийные списки и, соответственно, выборы по партийным спискам. И как тут быть с тем, что обещаниями нас кормят одни с экрана, а потом на их месте в Думе будут совершенно другие? И с тем, что такое непринятие всех мер. Вот как решать, когда он принял, а когда не принял все меры? Он может пять лет говорить своим избирателям: «Да, я приму там это все в конце срока своих полномочий, внесу этот законопроект или проголосую за него». Вот и получается, что какие-то выводы избиратели смогут сделать, только когда полномочия уже закончатся… Но, поскольку полномочия закончились, то вряд ли кому-то из избирателей он уже вообще будет интересен.
Как считают сами авторы законопроекта, он ориентирован на создание эффективного механизма воздействия на недобросовестных кандидатов. Вот это мысль, конечно же, хорошая, но, может быть, здесь стоит рассмотреть альтернативные какие-то варианты ответственности. Например, тот же самый механизм отзыва депутатов избирателями. Механизм, которого у нас до сих пор нет, причем при нынешней нашей цифровой реальности, никаких проблем оперативно узнать мнение избирателей по каждому конкретному депутату не будет. И тут не понадобились бы посредники в виде судей.