Аргументы Недели → Политика № 17(761) 5–12 мая 2021 г. 13+

Профессор МГИМО Пряхин о вероятности мировой войны

, 18:47 , Обозреватель отдела Общество

В преддверии Дня Победы приходится говорить о возможной новой мировой войне – или всё-таки невозможной? Гость «АН» – Владимир ПРЯХИН, эксперт с сорокалетним стажем работы в МИД и международных организациях, член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор МГИМО и РГГУ.

Третий лишний

– Напомним читателю канву последних событий. Во-первых, обострение на Донбассе поутихло. Во-вторых, Байден позвонил Путину с предложением встретиться в Европе в середине июня. В-третьих, он отозвал два американских эсминца, шедших в Чёрное море, и, в-четвёртых, признался, что не обнаружил «руку Москвы» в атаках талибов (члены запрещённой в РФ организации. – Прим. «АН») на контингент США в Афганистане.

– Центральная ось в «карусели» международных событий – это американо-китайские отношения. При нынешнем росте ВВП на 6, 5–7% в год Китай уже стал мировой державой №1. Максимум через два десятилетия этот статус Поднебесной станет бесспорным в экономическом, технологическом и военном аспектах. Неслучайно Вашингтон выстраивает вокруг Китая так называемый «пояс Анаконды», подобный тому, посредством которого Север удушил Юг в гражданской войне ХIХ века в США. Антикитайский пояс сдерживания – это Южная Корея, Япония, Тайвань, Австралия, отчасти Филиппины, планируется «пристегнуть» сюда и Индию. Однако данный пояс подобен резинке на детских трусиках, пока на северной границе (протяжённостью более чем 4 тыс. км) Китай соседствует с дружественной страной, привилегированным партнёром. Думаю, понятно, о какой стране я говорю.

– О нашей.

– Да, и поэтому задача США – использовать нас против Китая. Если мечта европейских русофобов (к сожалению, отчасти сбывшаяся) заключается в том, чтобы россияне и украинцы убивали друг друга, то мечта американских лидеров – чтобы россияне и китайцы убивали друг друга. Трамп попытался склонить Россию на сторону Америки преимущественно с помощью «пряника», но оппоненты в Конгрессе его быстро укоротили. Байден, в свою очередь, начал с «кнута». С того, что американцы называют «мягкой силой», понимая её как кастет в лайковой перчатке. Усиление санкций, информационной войны, намёков на возможную «цветную» революцию… Однако теперь Байден прибег к «прянику». Разумеется, его звонок Путину 13 апреля не остался незамеченным в Пекине. Как писали японские СМИ, Си Цзиньпин был шокирован тем, что Байден пошёл на это, до сих пор не позвонив ему, китайскому лидеру, с которым у американца десятилетние личные связи.

– Может ли российское руководство сделать вид, что сыграет навязываемую американцами роль в отношении Китая, а на самом деле вести собственную игру?

– Ни в коем случае. В отношениях с Пекином такие византийские игры крайне опасны. Один-единственный шаг в неверном направлении может быть расценен китайской стороной как однозначное проявление враждебности. А ведь союз Пекина и Вашингтона для Москвы не меньший кошмар, чем союз Вашингтона и Москвы для Пекина. Неслучайно россияне и китайцы так тщательно отслеживают действия друг друга в отношении Америки. Например, после мартовской встречи глав китайского и американского внешнеполитических ведомств, которая состоялась на Аляске, Сергей Лавров незамедлительно вылетел в Пекин. Вылетел для того, чтобы, как говорят дипломаты, «пробрифинговаться», то есть получить свежую информацию из первоисточника. Кстати, по моему мнению, американцы не просто так приняли китайцев именно на Аляске. США давно пытаются соблазнить Китай просторами Сибири, вот и продемонстрировали, как можно обустроить принадлежавшую ранее России территорию с подобным – холодным – климатом.

– И откуда нам знать, что Китай не соблазнится?

– Вопрос о «завоевании» Сибири Китаем не стоит, на мой взгляд и на взгляд знакомых мне китаеведов, даже теоретически. И дело тут не в том, плохие китайцы или хорошие. В политике вообще нет «плохих» и «хороших», а есть те, кто умеет защищать свои интересы, и те, кто делает это менее умело. С этой точки зрения Китай без всякого «завоевания» и так пользуется ресурсами Сибири – нефтью, газом, древесиной – в рамках нашего взаимовыгодного экономического сотрудничества. К тому же в Пекине не дураки сидят: понятно же, что в случае устранения конкурента в лице России американцы возьмутся за Китай, «пояс Анаконды» сомкнётся и защёлкнется.

Кто нам мешал, тот нам помог

– Означают ли «пряничные» жесты Байдена в сторону России, что украинцам стоит похоронить мечту об американских военных в качестве пушечного мяса?

– Я абсолютно убеждён: коллективный Запад не станет напрямую ввязываться ни в какие военные авантюры против России, тем более на Донбассе. Да, они заинтересованы в сохранении этого очага напряжённости, они готовы и дальше давать украинцам деньги на эту войну, но самим участвовать в ней – упаси боже. Соответственно, в НАТО Украину не возьмут. Всем прекрасно известен наш военный потенциал: любая война между Россией и Западом, даже локальная, сулит невероятное количество жертв. США выплачивают семье каждого погибшего военного миллион долларов – никаких денег не напасёшься. Да и не в деньгах дело: после двух мировых войн Америка и Западная Европа очень чувствительны к своим человеческим потерям.

– Вы сейчас использовали выражение «коллективный Запад». Насколько Запад монолитен?

– Настолько, чтобы называть его коллективным Западом, к нашему сожалению. Другое дело, что США и ЕС – это всё-таки не один, а два разных ферзя на международной «шахматной доске» (ещё два – это Россия и Китай). В перспективе зависимость Евросоюза от США будет, на мой взгляд, уменьшаться. Не принято говорить об этом, но ведущей стране ЕС – Германии – давным-давно осточертело присутствие американского военного контингента на её территории. Я много работал с немцами и ответственно заявляю: они не тот народ, который когда-нибудь смирится со статусом вассального, «подхрюкивающего» партнёра. Лакмусовой бумажкой стала принципиальная позиция Германии по «Севпотоку-2» вопреки давлению США. Помашем рукой вслед швейцарскому подрядчику, который прокладывал трубы и «слинял» после объявления Америкой очередных антироссийских санкций, – скатертью дорога! 27 апреля наше трубоукладочное судно «Академик Черский» наконец-то приступило к работам, строительство продолжается. Хорошо бы завершить его до отставки фрау Меркель осенью текущего года.

Кстати, пользуясь случаем, мы можем выразить благодарность экс-президенту США Дональду Трампу за помощь нашей стране в реализации этого проекта (смеётся). Датчане препятствовали строительству «Севпотока-2» в своей экономической зоне Балтийского моря, но очень кстати пришлось высказывание Трампа, что он намерен сделать Гренландию, принадлежащую датчанам, американской. Услыхав такое, датчане, думаю, встали на дыбы и разрешили нам проведение работ.

«Донецкий Израиль»

– Как вам заявление украинского посла в Германии, что блок НАТО обязан принять Украину в свой состав, а иначе она «задумается о ядерном статусе»?

– Ядерный шантаж – по-другому назвать это заявление я не могу. В Европе оно вызвало ужас: тамошний обыватель теряет контроль над собственным кишечником, когда слышит вместе слова «Украина» и «ядерный». Все помнят чернобыльскую катастрофу, от которой, например, Швеция пострадала сильнее, чем украинские области к востоку от Припяти.

– В силах ли Украина произвести в перспективе ядерное оружие?

– Украинцы – народ талантливый, соответствующие НИИ у них есть, месторождения руды тоже есть. Их потенциал в этом смысле точно не меньше, чем у Северной Кореи. Способны ли они аккуратно обращаться с таким оружием – вопрос другой. Наши специалисты, когда вывозили его с Украины, поражались тому, в каком плачевном оно состоянии. Отслеживать ситуацию, конечно, нужно, но, объективно говоря, восстановление ядерного статуса Украины в ближайшем будущем маловероятно. Какую бы сильную неприязнь эта перспектива ни вызывала у нас, для европейцев её неприемлемость ещё очевиднее. Атомная бомба в руках радикальных украинских националистов – ночной кошмар для всей Европы. Америке тоже не нужны новые члены ядерного клуба: ей хватает проблем с Северной Кореей и Ираном. Соответственно, учитывая, что киевский режим управляется извне, – обзавестись ядерным оружием ему не позволят.

– Ваши слова об адекватности Запада обнадёживают. Проявлял бы он её почаще!

– Согласен с вами. В действительности ни один серьёзный политик не верит киевскому режиму, что Россия планирует совершить бросок на Киев или на Харьков. В то же время самопровозглашённые республики крайне уязвимы для возможного марш-броска пробандеровских радикал-националистов. По существу, ДНР и ЛНР – это узкая полоска земли вдоль российской границы, этакий «донецкий Израиль». Нетрудно представить, что может произойти, если батальоны нацистских головорезов – тех, кто торжественно прошествовал по центру Киева 28 апреля в ознаменование 78-й годовщины создания дивизии СС «Галичина», – ворвутся в Донецк и Луганск. Наш президент сказал: «Там будет просто резня устроена, мы этого не сможем допустить и никогда не допустим».

Так что мяч в корзине американских кукловодов киевских марионеток: в какой степени США контролируют ситуацию, насколько способны удержать экстремистов от провокаций и авантюр? Похоже, в Белом доме склоняются к мнению, что обострение ситуации на Донбассе в данный момент США не нужно. Да и Европе тоже. Ведь одним из первых, кто выразил Зеленскому протест по случаю шествия эсэсовцев в Киеве, был немецкий посол.

Современная ситуация в мире сильно напоминает предвоенную, особенно людям, родившимся в середине XX века. Даже в кульминационные моменты холодной войны западные обвинения Москвы в нарушениях прав и свобод не были столь яростны, столь истеричны. Однако информационная атака сегодня так сильна именно потому, что существование ядерного оружия делает большую «горячую войну» крайне малореальной. Правда, всегда возможен Его Величество Случай, но в его предотвращении заинтересованы все. Не только мы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram