Несмотря на все старания Вашингтона, строительство «Северного потока – 2» завершается. По состоянию на конец апреля осталось проложить 85 км на первой ветке газопровода и 26 км на второй. Даже в Европе уже мало кто сомневается, что всё будет достроено к сентябрю. В результате серьёзно уменьшится геополитическое значение Украины, так как Россия больше не будет нуждаться в этой стране для транзита природного газа. Более того, Незалежная уже никак не сможет повлиять на сотрудничество России и Германии по топливу будущего – водороду. О том, что по «Северному потоку – 2» можно будет транспортировать и этот газ, «АН» писали неоднократно. И вот новое подтверждение.
На прошлой неделе в Лейпциге прошла российско-германская сырьевая конференция. Как сообщает немецкая газета Handelsblatt, на ней «высокопоставленные представители правительств обсуждали будущее энергетического партнёрства». Одна из главных тем – водородная энергетика. Несмотря на то что природный газ ещё долго будет являться важным энергоносителем для ФРГ, в Берлине заглядывают на несколько десятилетий вперёд. По нынешним планам Евросоюз хочет стать климатически нейтральным к 2050 году. Поэтому немцы настаивают на поставках так называемого «зелёного» водорода – произведённого с использованием электроэнергии из возобновляемых источников.
Для достижения своей цели весь водород в зависимости от способа его получения в ЕС уже разделили на несколько цветов. Кроме «зелёного» есть «голубой» и «бирюзовый» – водород, получаемый из природного газа. А также – «жёлтый» водород, произведённый при помощи ядерной энергетики. Последний Германия считает совершенно неприемлемым. О чём прямо заявил на конференции министр экономики ФРГ Петер Альтмайер.
Однако позиция Москвы несколько иная. Сейчас наша страна делает ставку на «голубой», «бирюзовый» и «жёлтый» водород. Дело в том, что «зелёный» – самый дорогой. А кроме Евросоюза будут и другие потребители этого топлива будущего. Кроме этого ЕС сейчас сознательно ухудшает отношения и вводит антироссийские санкции. Хорошо понятно, что такая политика надолго. В Европе многие не хотят заменять «существующую газовую зависимость от России водородной зависимостью». Но у России есть конкурентное преимущество: огромные запасы пресной воды, необходимые для производства водорода, и уже существующая инфраструктура для его поставок.