В послании президента Федеральному собранию, которое Владимир Путин огласил 21 апреля, Нижний Новгород был в числе немногих городов и регионов, упомянутых как получатели поддержки в реализации важных проектов.
Тема самодостаточности региональных экономик и предоставления им возможностей для развития была одной из важнейших в последнем послании президента. Это касается всех регионов. Тем из них, у кого развитию мешает закредитованность, предложена реструктуризация этих кредитов по льготным ставкам. Тем, кто соблюдал финансовую дисциплину – приоритетная поддержка масштабных инфраструктурных проектов.
Механизм такой поддержки, выработанной рабочей группой Госсовета и представителей профильных ведомств правительства РФ, был представлен президенту Глебом Никитиным 31 марта в ходе онлайн-заседания правительства. Тогда Владимир Путин одобрил это предложение. А в послании он говорил о реализации этого принципа применительно к большому числу регионов, указав, что «страна развивается, идет вперед только тогда, когда развиваются ее регионы». «Мы поддержим тех, кто берет на себя ответственность и запускает проекты созидания», – пообещал президент.
«Масштаб проектов может быть разным, – уточнил президент, – главное – чтобы они служили людям и открывали новые возможности». Приведя несколько примеров таких проектов, глава государства упомянул и наш областной центр: «Нижний Новгород получит возможность продолжить работу над развитием метро, приступить к обновлению центра города».
Обновление центра – это, видимо, проект «Започаинье», предусматривающий редевелопмент исторической территории в шаговой доступности от Нижегородского кремля. Глеб Никитин, презентуя в свое время этот проект президенту, обещал, что его реализация поможет на месте депрессивных кварталов ветхой застройки сформировать территорию с активной деловой жизнью, развить IT-квартал и новый кампус IT-факультета Нижегородского государственного университета имени Лобачевского, а в итоге получить минимум 20 000 рабочих мест и, кроме того, обеспечить комфортную и привлекательную зону для знакомства с городом приезжающих туристов.
Ну, а обещание президента поддержать строительство нижегородского метро дорогого стоит. Своими силами ни один регион (кроме, может быть, Москвы) такой проект не потянет. Естественно, что метро надо развивать как часть единой транспортной системы даже не города – а всей агломерации. Но это уже забота, говоря словами президента, «региональной команды».
Еще один транспортный мегапроект, упомянутый главой государства, – это строительство скоростной автомагистрали Москва – Казань. Владимир Путин предложил форсировать ее строительство и продлить его до Екатеринбурга. «Таким образом, в 2024 году с учетом действующей трассы Москва – Санкт-Петербург и Центральной кольцевой автодороги будет обеспечено безопасное скоростное движение автотранспорта через всю европейскую часть от Балтики до Урала», – сказал глава государства.
Для Нижнего Новгорода реализация этого проекта несет и плюсы, и минусы. Трасса пойдет по югу области мимо Арзамаса, оставив областной центр в стороне. Это поможет вывести за пределы города значительную часть транзитного грузового трафика, а с другой стороны, несколько снизится роль Нижнего как логистического центра на перекрестке транспортных магистралей. Если же говорить о регионе в целом или о районах Нижегородской области, прилегающих к строящейся трассе, то они получат мощный импульс для собственного развития.
Тем более что Владимир Путин особо подчеркнул: «Абсолютно недостаточно просто связать конечные точки между собой. Что толку, если в жизни людей в небольшом населенном пункте, городе от этого ничего не изменится, только мимо будут пролетать скоростные поезда и автомобили? Опорная инфраструктура должна, безусловно, тянуть за собой развитие всех территорий, по которым она проходит, чтобы от нее шла так называемая современная региональная сеть».
Туризм въездной и внутренний
Город вузов для молодежного туризма
Планы на после пандемии включают в себя и развитие туризма. Владимир Путин рассказал о мерах по поддержке развитию отрасли гостеприимства.
«Уже в ближайшее время будет запущена программа льготных кредитов на строительство и реконструкцию гостиниц, другой туристической инфраструктуры, – пообещал глава государства, – Ставка по таким кредитам рассчитана на 15 лет и будет составлять также три-пять процентов».
Владимир Путин отметил, что в этой сфере уже готово много пилотных проектов, и назвал некоторые из них: «Это развитие Шерегеша – ведущего горнолыжного центра Кузбасса, создание яхтенного курорта в Балаклавской бухте в Севастополе, укрепление туриндустрии на Алтае и в Калининградской области».
Президент пообещал, что «с учетом ресурсов инфраструктурных кредитов новый импульс получат целые туристические кластеры. Например, регионы Центральной России смогут на качественно новом уровне обустроить и расширить маршруты «Золотого кольца», включая раскрытие туристического потенциала таких малых городов, как Таруса, Палех, Муром, Гороховец, Тутаев, Боровск. Получат развитие города Поволжья, курорты Крыма, вообще Черноморского и Тихоокеанского побережья, такие наши здравницы, как Старая Русса в Новгородской области, Кавказские Минеральные Воды с их жемчужиной – Кисловодском».
Нижний Новгород здесь не упомянут персонально (разве что в числе «городов Поволжья»), но, поскольку на реконструкцию исторического центра деньги выделены (правда, в связи с подготовкой к 800-летию), о чем президент сказал в другой части послания, то и к нам это имеет прямое отношение.
«Россия – радушная страна, открытая для настоящих друзей. Вы помните, что происходило в период чемпионата мира по футболу, – напомнил Владимир Путин и пообещал: – Как только позволит эпидемиологическая ситуация, мы обязательно снимем еще действующие ограничения, и к нам вновь поедут миллионы туристов со всех концов света. Задача конкретная: чтобы из большинства стран можно было дистанционно, без лишних формальностей и всего за четыре дня оформить электронную визу для поездок в Россию».
Пассаж, к которому Нижний Новгород имеет прямое отношение, – это слова главы государства о развитии студенческого туризма. Президент призвал «уже в этом году запустить пилотные проекты, включая проживание в университетских кампусах и общежитиях других регионов для студентов, которые летом отправятся путешествовать по стране».
Для ректоров нижегородских вузов это, конечно, неожиданная новая забота, но с учетом того, сколько вузов в нашем городе, возможности для развития студенческого летнего туризма вырисовываются впечатляющие. Правда, и над тем, что могло бы привлечь в наш город молодежь, стоит серьезно подумать. Для российских студентов сувенирно-прогулочной Покровки и виртуальной исторической экспозиции в Главном ярмарочном доме будет маловато – нужна какая-то чисто молодежная «движуха». Может быть, не настолько авангардная, как на крымском Казантипе, но достаточно завлекательная, чтобы молодые люди из Москвы, Питера или Новосибирска и Екатеринбурга захотели здесь побывать.
Сапожник без сапог
В своем послании Федеральному собранию президент потребовал газифицировать дома в населенных пунктах, куда уже подведен газ.
Для Нижегородской области тема газификации малых городов и сельских территорий не нова. Являясь территорией, через которую проходил построенный еще в советские времена магистральный экспортный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород, и территорией, на которой располагалось важное структурное подразделение Газпрома – «Горькийтрансгаз» (позднее «Волгатрансгаз», затем «Газпромтрансгаз Нижний Новгород»), Нижегородская область (тогда еще Горьковская) начала пользоваться таким благом, как газовые плиты и газовые колонки в квартирах, раньше многих других регионов. Но это благо было доступно в основном жителям областного центра и малых городов в районах прохождения магистральной «трубы». Отводы от нее были построены в основном для снабжения газом важных предприятий (например, Павловского автобусного завода).
Первые переговоры с Газпромом о газификации северных районов области начал еще в свою бытность нижегородским губернатором Борис Немцов. Программа предусматривала строительство газопровода-отвода от магистрального газопровода на Семенов и дальше на Красные Баки. Каждому следующему губернатору приходилось заниматься этим вопросом, перезаключать договоры с Газпромом, развивать газораспределительную сеть, искать финансирование для строительства газопроводов и газораспределительных станций.
Эта программа позволила подвести газ ко многим населенным пунктам, где раньше его или совсем не было, или он был доступен только в баллонах. Но, несмотря на все успехи, даже сегодня во многих уже газифицированных малых городах и сельских населенных пунктах есть жители, которым приходится пользоваться баллонным газом или печным отоплением.
Проблема «последней мили» в газовом хозяйстве в условиях рыночной экономики и государственного надзора за безопасностью газоснабжения превратилась для владельцев частных домов в головоломный ребус, порой к тому же очень дорогостоящий. Подсоединиться к проходящей по соседней улице газовой трубе стоит порой очень немало для сельского пенсионера или семьи со скромными доходами. И даже когда материальный фактор не является решающим, выполнение всех требуемых формальностей представляет собой запутанный квест, посильный не всякому.
Как сказал Владимир Путин: «Сейчас немало российских семей живет в населенных пунктах, к которым уже подведены газовые сети, но их дома доступа к газу до сих пор по непонятным для людей причинам не имеют. Вроде вот она, труба, а газа в домохозяйстве нет».
«Прошу правительство совместно с регионами разработать четкий план газификации таких домохозяйств», – сказал глава государства и поставил задачу: «За подводку газа непосредственно до границы земельного участка в населенном пункте люди платить не должны».
«Правительству нужно отработать все детали и с Газпромом, и с другими компаниями, структурами, которые работают в этой сфере, чтобы сбоев здесь никаких не было», – уточнил Владимир Путин.