Непрофессионализм чиновников-«варягов» и отсутствие местных лидеров не идут муниципалитетам на пользу.
«Варяги» двинулись в муниципалитеты
Тема доминирования «варягов» в региональной власти раскрыта в региональных независимых СМИ и соцсетях уже достаточно широко. Мнение об их деятельности разное. Несмотря на привлечение в регион с помощью своих столичных связей значительных федеральных средств, жизнь нижегородцев пропорционально им не улучшается.
Оставленное в результате этого денежного круговорота благоустройство, конечно, приятно, но очередную новую плитку на хлеб опять же не намажешь.
Особую актуальность «варяжская муниципальная тема» приобретает в нынешний избирательный год. Ряд экспертов утверждает, что в связи с непростыми выборами резко возрастет ответственность губернаторов за урегулирование внутриэлитных конфликтов в муниципалитетах. Они не должны выходить в негативную федеральную повестку. А у нас в регионе такие конфликты иногда бывают.
Советские «варяги» как двигатель прогресса
Насколько эффективен будет для глубинки этот новый управленческий тренд, пока судить рано. Хотя, если заглянуть в недавнюю историю, и сам тренд новым не назовешь. При советской власти первый секретарь райкома КПСС, как правило, был тоже не местный, присланный областью. А вот председатель райисполкома, как правило, наоборот. Однако реальным хозяином райцентра был все же директор градообразующего предприятия, назначенный уже союзным министерством. Получался такой управленческий союз, объединявший все три уровня власти. Для своего времени он был достаточно эффективным, позволял решать самые непростые вопросы территории и на месте, и в области, и в Москве. А если к этим тройкам добавлялся еще и депутат-«тяжеловес» союзного и российского уровня, то территориальные проблемы решались еще быстрее.
Определенный баланс «аборигенов» и «варягов» выдерживался и на более низком уровне – производственных и территориальных специалистов. Здесь ключевую роль играла система распределения молодых специалистов. Именно они в первую очередь были двигателями производственного и общественного прогресса на территории.
Если к такому подающему надежды специалисту, будь то конструктор, технолог, учитель или врач, относились с вниманием и заботой, то он оставался в районе, обзаводился семьей, получал жилье и повышение по службе. Социальные лифты тогда работали не в пример лучше. И, как правило, приоритет здесь тоже отдавался приезжим. В отличие от местных жителей, приехавших в райцентр из окрестных деревень, они не были связаны родственными обязательствами, да и профессиональный уровень вместе с общекультурным у них был повыше. Если же на серьезную должность вдруг заступал талантливый «абориген», то нередко вокруг него на «теплых местах» быстро формировался мини-клан из родственников и земляков-друзей.
Возвращение в «местечковый феодализм»
С ликвидацией системы распределения молодых специалистов кадровая ситуация на муниципальном уровне стала резко меняться. Свежая «кадровая кровь» перестала поступать в управленческий «организм», и «аборигены» за счет усиления местных родственных связей в нем стали брать верх. Наиболее продвинутые бывшие «варяги», уже обросшие связями на местном и региональном уровне, чтобы удержать завоеванные руководящие позиции, тоже начали сбиваться в группировки и кланы. Как итог, в муниципалитетах начались внутриэлитные конфликты, которые с периодическими обострениями продолжаются до сих пор. Противостояние идет по нескольким условным линиям. Наиболее распространенные: «местная семья» – «заезжий клан», «городские» – «заводские». Могут схватиться за власть и семья с семьей, и клан с кланом, и даже глава администрации с председателем земского собрания.
В качестве яркого примера «семейного правления» можно привести Навашинский округ, где рулит семья Тюриных. Выксой управляют «заводские», Кулебаками – тоже, после недавней победы над «городскими».
Традиционно внутриэлитно конфликтными считаются в регионе Кстово, Арзамас, Балахна, Городец с Заволжьем. Периодически просачиваются в СМИ управленческие разборки и в муниципалитетах поменьше – в Чкаловске, Красных Баках, Княгинине, Тоншаеве.
В пору прямых выборов местных глав утихомиривать управленческие склоки губернаторам было полегче. Можно было апеллировать и к населению – сами выбрали, теперь сами и расхлебывайте. Победителя, даже и не совсем угодного, тоже строго не судили, больших палок в колеса не вставляли и воспитывали аккуратно.
После отмены всенародных выборов ответственность за кадровые назначения местных глав полностью легла на региональную власть. Естественно, что и отношение населения к областным назначенцам тоже изменилось не в лучшую сторону.
Когда две головы хуже одной
Первый столичный назначенец на нашу губернию Валерий Шанцев прибыл в регион как раз в разгар муниципальных выборов. И на вопрос, кого из местечковой знати будет поддерживать, демократично ответил, что в дела местного самоуправления вмешиваться не собирается, будет работать с теми, кому народ окажет доверие.
В итоге с прямыми выборами руководителей муниципалитетов было вскоре покончено. По принципу «разделяй и властвуй» была введена двухголовая система управления в МСУ, путем укрупнения поселений оптимизированы органы местной власти самого низкого уровня. После таких новаций внутриэлитные разборки на территориях только усилились, несмотря на грозные оклики великого и ужасного Валерия Павлиновича. Сам он со своей столичной высоты отзывался о местных главах в основном не очень лестно. Исключение составляли лишь несколько руководителей одного с ним поколения, старой партийно-советской школы, знавшие прежние «понятия», умевшие сделать результат на региональных и федеральных выборах, организовать губернатору душевную охоту или рыбалку.
А если вдруг местные разборки выходили в региональную или, не дай бог, в федеральную информационную повестку, гасить конфликт посылались «опричники» из регионального министерства внутренней политики, а зачинщики вызывались «на ковер». Если и эти меры не давали результата, то скрепя сердце приходилось решать кадровый вопрос, в том числе и назначением на место посланцев из областного центра. Правда, практически никто из них на своем месте не удержался. Местные элиты не спеша затягивали их в свои сети, а затем пережевывали и перемалывали, а то и подводили под статьи. Ярким примером такого подхода была Балахна, которая перемолола не одного шанцевского посланца. А вот местный дуэт братьев Глушковых навел порядок в районе и нашел с областью общий язык. Правда, тоже до поры...
Возвращение к местному самодержавию
С приходом Глеба Никитина игры в двухголовую власть тоже благополучно закончились. За территорию стал единолично отвечать руководитель местной исполнительной власти с добавлением почетного титула главы МСУ. Требования к эффективности управления тоже значительно повысились. Сегодня в тренде проектное мышление, всяческая цифровизация, беспрекословное исполнение поручений губернатора, полная встроенность в региональную властную вертикаль. Целому ряду «удельных князьков» новая высокая планка оказалась непосильной, и с ними без особых церемоний начали расставаться.
Наиболее смышленые местные элиты быстро уловили смену направления ветра и, кряхтя, стали приспосабливаться к новым веяниям. Местные дрязги ушли из публичного пространства глубоко «под ковер», началась подготовка своих местных кадров под новые губернаторские запросы. Для самой территории такая внутриэлитная политика вынужденного согласия шла только в плюс.
Лояльность выше профессионализма
Ну а к тем, кто не понял или не захотел понимать новых требований и продолжал местные междоусобицы, стали присылать «докторов» из областного центра. К сожалению, их профессионализм и личные качества тоже не всегда соответствуют уровню поставленных перед ними задач. Заезжают «варяги» на новое место службы, как правило, со своими лояльными командами, которые быстро занимают ключевые посты в местной власти. Хорошо, когда лояльность подкрепляется еще и высоким профессионализмом. Но бывает так, что местных вполне себе профессионалов на позициях замов и руководителей структурных подразделений в одночасье заменяют пришлые руководители более низкого качества. Тогда начинает сбоить весь местный управленческий механизм, накаляется общественно-политическая ситуация. А местные «бояре» только потирают руки от радости.
Такую ситуацию сейчас мы наблюдаем в администрации Дзержинска, которая стала пристанищем для земляков-иркутян Ивана Носкова, нынешнего главы округа, далеко не самого худшего управленца. Местные телеграм-каналы и соцсети наперебой смакуют не самые приятные подробности их профессиональных биографий и перечисляют бюджетные преференции для возглавляемых «варягами» контор. Как результат, рейтинг заезжей команды, призванной навести порядок на проблемной территории, прямо скажем, не растет.
Не получается с ходу переломить ситуацию в проблемном Кстовском районе и у достаточно профессиональной команды бывшего областного министра ЖКХ Андрея Черткова. Он сменил на посту главы района тоже «варяга» Виталия Ковалева, который, хотя и не выполнил все поставленные задачи, благополучно перекочевал с костяком своей команды в нижегородскую мэрию.
Подготовка лидера – ручная работа
Где же тогда готовить и брать лидеров, без которых реального развития муниципалитетов, а значит и страны в целом, мы так и не увидим?
Ближе всего к такой «кузнице кадров» стоят крупные промышленные предприятия, на которых управленцы проходят все ступеньки карьерной лестницы – от квалифицированного рабочего до руководителя тысячного коллектива. Таким, к примеру, является глава Выксы Владимир Кочетков.
Однако быть главой МСУ гораздо сложнее. На предприятии ты практически всегда можешь отправить за забор нерадивого работника. А вот жителей района за околицу не отправишь, если только сотрудников администрации – в отставку.
Сейчас снова пошла мода – ставить на район бывших силовиков. Она тоже не нова. При Шанцеве даже генерал Бондаренко Кстовским районом правил, но и его местные «бояре» перемололи. Дзержинском по очереди командовали несколько бравых полковников, но и при них местная смута не прекращалась.
В Законодательном собрании немало перспективных старших помощников областных депутатов от районов области. Они неплохо знают проблемы курируемых территорий, людей на местах. Из них тоже могут получиться муниципальные профессионалы при кропотливом выращивании, перемещая по горизонтали и вертикали.
Подключиться к этой работе следует и региональному Совету муниципальных образований. Его новый руководитель – мэр Арзамаса Александр Щелоков и сам «варяг», правда, с местными корнями. Вон он сумел найти общий язык с городскими депутатами и организовать совместную продуктивную работу на благо населения. И такой, пусть пока и небогатый, опыт тоже необходимо распространять.