Половина монастырей Афона встала на сторону Украины
№ () от 30 марта 2021 [ «Аргументы Недели » ]
Визит Михаила Мишустина в Грецию для участия в торжествах по случаю 200-летия национально-освободительной революции в этой стране вновь приковал внимание СМИ к Святой горе Афон. Дело в том, что премьер-министр России посетил расположенный там «русский» Свято-Пантелеимонов монастырь, а также, по некоторым данным, собирался отправиться в монастырь Филофей, в котором останавливался ранее. Как сообщает РИА «Новости», греки считают, что с этой обителью у российского премьера есть духовные связи.
Напомним, на Афоне имеются 20 монастырей, которые образуют своеобразную монашескую «республику» и принимают важные решения сообща. Ранее российские политики всегда охотно посещали Святую гору, бывал там и Владимир Путин. Однако, из-за того что Афон находится в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского патриарха (с 1312 года), эти связи были нарушены после решения патриарха Варфоломея о признании Православной церкви Украины (ПЦУ). В итоге Московский патриархат призвал верующих РПЦ воздержаться от паломничества на гору. Исключение было сделано только в отношении Пантелеимонова монастыря: причащаться там можно.
Однако, согласно последним данным, Варфоломею всё же не удалось склонить на свою сторону все афонские монастыри. Половина из них не поддержала его по украинскому вопросу – монахи настроены против признания «незалежных» раскольников. Как утверждают внутрицерковные источники, верность канонам сохранили монастыри Филофей (именно там ранее останавливался Мишустин. – Прим. «АН»), Каракал, Ксиропотам, Констамонит, Святого Павла, Дохиар, Григориат, русский Пантелеимонов, сербский Хиландар и болгарский Зограф. То есть ровно десять. По сути – Афон раскололся.
В связи с этим возникает сложный вопрос – как теперь РПЦ должна относиться ко всему Афону, если одна половина его монастырей является нашими союзниками по украинскому вопросу, а другая – врагами? Вероятно, в такой сложной ситуации Московский патриархат будет выстраивать свои отношения с отдельными монастырями, а не со всей епархией, чего ранее не наблюдалось. Впрочем, вопрос очень сложный, и над его решением ломают головы многие богословы. Ситуацию осложняет и то, что из-за деструктивной деятельности Варфоломея был сорван Всеправославный Собор, который должен был собраться ещё несколько лет назад.