Трамп начал холодную войну с «цифровым ленинизмом»
№ () от 28 июля 2020 [«Аргументы Недели », Виктор Крестьянинов ]
Чем меньше остаётся времени до президентских выборов в США, тем сильнее Вашингтон набрасывается на Пекин. По мнению экспертов, Дональд Трамп решил сделать холодную войну с Китаем основой своей предвыборной кампании. Американский президент постоянно обвиняет своего соперника Джо Байдена в работе на китайцев, которые «отчаянно хотят, чтобы Сонный Джо выиграл и они могли бы продолжать грабить США, как делали это десятилетиями». При этом обращает на себя внимание любопытный факт – американцы внезапно вспомнили, что в Китае сейчас правит коммунистическая партия. Несколько десятилетий за океаном об этом никто не вспоминал, но теперь прозрели все. Официальные заявления Вашингтона уже напоминают объявление войны: «Белый дом призывает коммунистическую партию КНР прекратить любые недружелюбные действия в отношении США».
Принято считать, что сигналом для первой холодной войны США с СССР послужила Фултонская речь Уинстона Черчилля, которую он произнёс 5 марта 1946 г. в Вестминстерском колледже в Фултоне (США). Спустя 74 года – 24 июля 2020 г. американский госсекретарь Майк Помпео произнёс свою программную речь, которая тоже может стать исторической. По сути, в ходе своего выступления в Библиотеке Ричарда Никсона он объявил холодную войну Китаю.
Хорошо понятно, что место для выступления Помпео было выбрано неслучайно. Именно президент Никсон в своё время повернул американскую политику в сторону КНР. Причём дело дошло до того, что ещё несколько лет назад в Вашингтоне всерьёз обсуждали возможность появления так называемой Чимерики (от China плюс America) – некоего гибридного государства Китая и США. Всё резко изменилось после прихода к власти Дональда Трампа, который ещё в ходе своей предвыборной кампании неоднократно заявлял, что Китай является главным противником его страны. Именно в русле этой политики Помпео и заявил, что Никсон породил Франкенштейна и «если свободный мир не изменится, коммунистический Китай изменит нас».
И дело пошло. Для обоснования нового курса США администрация Дональда Трампа начала активно привлекать маститых американских учёных. Академик и профессор международных отношений и гуманитарных наук Уолтер Мид опубликовал в газете The Wall Street Journal статью под заголовком «Западу предстоит расчёт с пекинским неокоммунизмом». В ней он заявил, что «подъём Китая – это больше, чем проблема». А нынешнюю политическую систему Китая смело назвал «неокоммунизмом, или цифровым ленинизмом».
Дескать, долгое время в США существовало убеждение, что современный Китай является коммунистической страной лишь формально. Примерно так же, как Франция является католической страной. То есть Пекин плюёт на марксистскую идеологию, как Эммануэль Макрон на теологические труды всех римских пап, вместе взятых. Однако такое представление оказалось неправдой. Верные трамписты утверждают, что сегодняшний Китай соединяет ленинскую партийную структуру с государственным контролем над средствами производства. Именно это и делает его очень опасным для США: «Китайская компартия, вооружённая цифровыми технологиями, обеспечивающими доступный Ленину лишь в мечтах полный контроль над экономической и иной деятельностью граждан, успешно внедрила рыночные механизмы в коммунистическую госструктуру». Как считают сейчас в Вашингтоне, такую систему не может иметь нормальная страна. А если Китай ненормальный, то отношения с ним не могут вписываться в обычную колею.
Теперь, мол, американские агенты и дипломаты должны давать Китаю отпор во всём мире. Если ещё недавно США двумя руками выступали за более тесную кооперацию с Китаем и активно накачивали его деньгами и технологиями, то теперь они же предлагают больше не рассматривать «торговлю с Пекином как чисто экономическую деятельность». И намерены провести тщательный аудит всех производственных цепочек, чтобы не быть стратегически зависимыми ни от каких поставок китайских «цифровых ленинцев».
Что и говорить, каша в головах американских академиков сварилась уникальная. Как пел когда-то Высоцкий: «Товарищи учёные! Доценты с кандидатами! Замучились вы с иксами, запутались в нулях! Сидите, разлагаете молекулы на атомы, забыв, что разлагается картофель на полях». Словом, каких только формулировок не придумаешь, чтобы помочь своему спонсору победить на выборах.
Впрочем, надо признать, что новая антикитайская экономическая политика может прожить всего лишь 3–6 месяцев. В случае победы на выборах Джо Байден похоронит подобные идеи. Тем не менее, как отмечают аналитики, у Трампа ещё достаточно времени, чтобы создать такую ситуацию, при которой быстрая разрядка с Китаем будет невозможна.