Внеочередная сессия Законодательного собрания Иркутской области, созванная по инициативе фракции КПРФ, закончилась скандалом. Предложенные коммунистами законопроекты, предусматривающие налоговые льготы для предприятий и индивидуальных предпринимателей, пострадавших от пандемии коронавируса, а также прямые выплаты из бюджета сотрудникам компаний, их коллеги из других партий рассматривать не стали. Причина, по мнению руководителя фракции КПРФ в ЗС Андрея Левченко, заключается в том, что другие фракции пытаются затягивать процесс, чтобы позже принять менее значительные для людей решения. В вопросе же прямых выплат и вовсе занимаются саботажем, поскольку «на этот счет отсутствует отмашка из федерального центра».
— Андрей Сергеевич, почему, на ваш взгляд, законопроекты, вынесенные КПРФ на внеочередную сессию, были, по сути, отклонены?
— Основная причина заключается в том, что доминирующая в ЗС партия «Единая Россия» не может допустить для себя, чтобы важные инициативы были приняты с подачи коммунистической фракции. Речь идет о трех законопроектах, предусматривающих налоговые меры поддержки предприятий, ИП, пострадавших от вынужденного закрытия из-за пандемии коронавируса. Между тем я не вижу никаких сложностей в том, чтобы принять эти инициативы в первом чтении и, при необходимости, доработать их, дополнить предложениями от других фракций. Наши коллеги рассудили иначе.
Что же касается еще одного вопроса о прямых выплатах из бюджета сотрудникам простаивающих предприятий и ИП, то он и вовсе не был рассмотрен. Причины — чисто бюрократические. За предыдущие 10 дней на законопроект не было получено ни одного экспертного заключения: ни правового управления ЗС, ни врио губернатора, ни областной прокуратуры, ни контрольно-счетной палаты, ни министерства юстиции. Возникает закономерный вопрос — случайно ли это? Мы все прекрасно знаем, что если того требует ситуация, то все вышеперечисленные структуры умеют в предельно сжатые сроки выносить необходимые заключения. Следовательно, могу предположить, что им рекомендовали не торопиться в этом вопросе.
— Прошли ли инициативы фракции КПРФ предварительное рассмотрение на комитетах ЗС, как того требует процедура внесения любого законопроекта?
— Разумеется, это было сделано. В день внеочередной сессии состоялись заседания бюджетного комитета, а также комитета по здравоохранению. Наши инициативы были рассмотрены. И несмотря на то, что единогласного одобрения они не получили, в основном со стороны коллег-единороссов, формально процедура была соблюдена.
— В какую сумму для регионального бюджета можно оценить инициативы, о которых мы говорим? Может быть, проблема в том, что казне их не «потянуть»?
— По нашим подсчетам, речь идет о примерно 5 млрд рублей, 90% из которых — прямые выплаты гражданам. Это перечисления сотрудникам простаивающих предприятий и ИП в размере одного МРОТ за каждый месяц вынужденного простоя, а также выплаты по 5 тыс. рублей на каждого несовершеннолетнего их ребенка. Конечно, на сегодняшний день этих средств в бюджете не предусмотрено. Для этого необходимо принимать поправки, что можно было сделать уже 20 мая на очередной сессии ЗС. Говоря о реалистичности обеспечения прямых выплат могу отметить, что расходы областного бюджета на 2020 год ранее принимались в объеме более 170 млрд рублей. Пересмотреть некоторые статьи расходов и высвободить 5 млрд я считаю вполне возможным, на это есть средства.
— Предлагаемый объем помощи в виде прямых выплат, на ваш взгляд, достаточен?
— Недостаточен, но если эта помощь будет оказана, то для людей, оставшихся без работы, индивидуальных предпринимателей, это станет хоть какой-то мерой поддержки. В дальнейшем необходимо принимать законопроект федерального уровня, в котором должны быть предусмотрены выплаты сотрудникам предприятий и ИП в размере двух МРОТ за каждый месяц вынужденного простоя. Это даст возможность гражданам приобретать продукты питания и товары первой необходимости.
— Работой в этом направлении и намерена заниматься дальше фракция КПРФ?
— Именно так. Кроме четырех законопроектов, о которых мы сейчас говорили, мы внесли в Законодательное собрание еще пять инициатив. В их числе два законопроекта федерального уровня, также касающиеся прямых выплат гражданам, остальные — областные законопроекты о поддержке врачей, некоммерческих организаций, а также муниципальных образований Иркутской области. Мы будем настаивать, чтобы они были рассмотрены оперативно, возможно даже на внеочередной сессии ЗС. Работу над нашим законопроектом о прямых выплатах из регионального бюджета также продолжим, постараемся добиться его скорейшего принятия. Это крайне важно, так как на сегодняшний день ничего подобного еще не принято, что на федеральном, что на региональном уровнях.
— Как считаете, по какой причине?
— Полагаю, что это установка федерального правительства: не давать напрямую денег ни людям, ни предпринимателям. Скорее всего, на нее и ориентируются региональные единороссы. Хотя за два прошедших месяца вынужденного карантина мы уже неоднократно видели, что правительства других стран, напротив, оказывают прямые меры поддержки бизнесу. У нас же ничего подобного нет, и даже разговоров об этом не ведется.
В Иркутской области за последние четыре года именно малый и средний бизнес помог значительно нарастить доходы регионального бюджета. Сегодня, когда предприниматели попали в тяжелую ситуацию, они имеют полное право на помощь для себя.