Аргументы Недели Кубань → Политика № 12 (706) 1–7 апреля 13+

Владимир Евланов: «Децентрализация власти грозит обществу потерями»

, 10:41

Встреча в редакции

Система противовесов во власти и полномочия местного самоуправления, оплата труда и индексация пенсий, создание условий для экономического роста страны — этих и других вопросов касаются поправки к Конституции, о которых говорил на встрече с журналистами депутат Госдумы, член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Евланов. Встреча состоялась на платформе издательского дома «Кубань сегодня» на прошлой неделе.

О выборах в Госдуму
На встрече, проходившей в формате круглого стола, журналисты краевых СМИ задали Владимиру Евланову самые разные вопросы, в том числе выходящие за рамки темы изменений в Конституции.
Началось обсуждение с вопроса о переносе сроков народного голосования по поправкам к Конституции из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки и предстоящих выборах депутатов Госдумы.
Владимир Евланов напомнил, что до выборов осталось совсем немного времени: они состоятся в 2021 году. Но, как отметил парламентарий, они могли пройти и в более ранние сроки. Появилось мнение, что после народного одобрения поправок к Основному Закону страны воплощением их в жизнь депутаты должны заняться уже в новом составе.
— Совершенно прав президент: поправки обязательно должны быть одобрены народом,— сказал Владимир Евланов, добавив, что по логике после этого новые поправки должны сразу же быть приняты к исполнению.

О статусе местного самоуправления
После принятия поправок к Конституции, уверен Владимир Евланов, по части планирования своего развития муниципалитеты станут в один ряд с федеральными органами. Он пояснил, что принял участие в разработке четырех десятков законопроектов, один из которых — закон о стратегическом планировании муниципальных образований — назван «евлановским». Принятие этого закона в первом чтении совпало с внесением в Конституцию поправок, связанных с местным самоуправлением.
Как уточнил парламентарий, необходимость вписать местное самоуправление в общую публичную власть и таким образом увязать все составляющие 172-го федерального закона о стратегическом планировании продиктована временем. Сейчас статус местного самоуправления отражен в законе недостаточно. По сути, там лишь указано, что местное самоуправление может планировать (или не планировать) стратегию своего развития. Картина кардинально изменится после принятия поправок к Конституции.

О централизации власти и системе противовесов
В новой Конституции, по мнению Владимира Евланова, в достаточной степени учитывается вопрос о властных противовесах, не позволяющих всей полноте власти концентрироваться в одних руках.
— Обязанности и ответственность президента, вплоть до импичмента, в новой редакции Конституции подробно расписаны в разделе о федеративном устройстве,— рассказал Владимир Евланов.
Он уточнил, что, поскольку власть в стране президентская, все властные структуры так или иначе завязаны на высшее должностное лицо государства. Вместе с тем в Конституции прописана ответственность президента, которая наступает в случае нарушения им принципов управления государством.
Что касается подчиненности властных структур одному человеку — высшему должностному лицу государства, то, как отметил парламентарий, в настоящее время это продиктовано сложившейся ситуацией. Все составляющие демократии должны соответствовать уровню развития страны — как экономическому, так и политическому. А в настоящее время снижение централизации власти вместо приобретений может обернуться потерями для общества.

О взаимодействии властных структур
В новой Конституции созданы предпосылки для объединения публичной власти на всех уровнях — от федеральной до местной, причем оно должно осуществляться за счет взаимодействия всех направляющих: как в политике, так и в различных отраслях экономики.
К примеру, Конституцией в новой редакции местной власти гарантируется право на судебную защиту по части компенсации дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления задач, имеющих отношение к региональным и федеральным властям.
Суть в следующем: местная власть в случае, если подобные задачи возложены на нее без осуществления финансового сопровождения, имеет право обращаться в суд. Суд принимает соответствующее решение, которое гарантирует местному самоуправлению возврат средств, затраченных на исполнение несвойственных ему функций.
Наладить взаимодействие всех ветвей власти сейчас крайне важно. Подтверждением тому может служить строительство дублера Яблоновского моста через реку Кубань. Непосредственно к сооружению моста приступили лишь после того, как проект был включен в федеральную программу. До этого момента строительство моста, которое планировалось на уровне городских и краевых властей, из-за недостатка средств откладывалось в течение нескольких лет.
— В сложной ситуации государство решило взять на себя большую часть вопросов, находившихся в ведении местной власти, в том числе вопросы образования, здравоохранения,— сказал Владимир Евланов. — В силу обстоятельств сейчас такой подход оправдан.

О формировании бюджета и пенсионных надбавках
В новой редакции Конституции отражены поправки, которые имеют отношение к федеральному закону о бюджете. В частности, как уточнил Владимир Евланов, основной закон страны обязывает Госдуму раз в год утверждать надбавки для всех категорий пенсионеров. Также устанавливается соотношение между прожиточным минимумом и минимальной заработной платой для работающих россиян. Конституцией определено, что заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума, что должно ежегодно находить отражение в бюджете.

Об обманутых дольщиках
Все инициативы последних лет, как напомнил Владимир Евланов, ведут к поправке законодательства, действовавшего в прежние годы. В первую очередь это касается обманутых дольщиков.
— Если бы в российском законодательстве не появились совершенно новые подходы к вопросам, связанным с регулированием строительства, капитальными вложениями и так далее, обманутые дольщики были бы и сейчас,— подчеркнул парламентарий.
Ответственность за достройку домов либо получение компенсации вложенных средств обманутых дольщиков приняло на себя государство. Свежий пример — дом на Корякина, 5, в Краснодаре. Неделю назад дом, который строился двенадцать лет, сдан в эксплуатацию. Новый застройщик завершил строительство, не взимая с жильцов дополнительной платы. И таких домов немало и в городе, и в крае, и в России в целом.
Более того, на законодательном уровне застройщиков обязали вести строительство не за счет дольщиков. Средства дольщиков аккумулируются на эскроу-счетах в банке, причем деньги хранятся на счетах до момента ввода дома в эксплуатацию. Это полностью исключает появление обманутых дольщиков в будущем.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram