> Кому поможет «ремонт» Конституции - Аргументы Недели Иркутск

//Политика

Кому поможет «ремонт» Конституции

№  () от 11 февраля 2020 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]

Нет худа без добра. Или добра без худа… В массах распространено мнение, что вместе с социальными поправками в основной закон государства мы получим корректировки, обеспечивающие «безлимитную власть» в стране. Кажется, есть намерение протолкнуть все одним махом — по советской схеме «товар в нагрузку», как выразился адвокат, кандидат в члены ЦК КПРФ Дмитрий Аграновский. Он вместе с «красным» экс-губернатором Приангарья Сергеем Левченко, общаясь 10 февраля с журналистами, активно комментировал предлагаемые изменения Конституции.

В преддверии московской пресс-конференции руководства КПРФ на тему «Стране нужна Конституция справедливости», которая была назначена на 11 февраля, в иркутском обкоме тоже состоялась встреча представителей компартии со СМИ. Основная дискуссия также развернулась вокруг неоднозначных корректировок в текст основного закона России. Напомним, что 23 января Государственная дума РФ внесенные президентом страны поправки приняла в первом чтении. Фракция КПРФ на этом этапе законопроект поддержала. Но с оговорками. Коммунисты говорят, что давно настаивали на необходимости корректировки социального курса, но не все их предложения услышаны.

Народная конституция, но не правительство народного доверия?

Геннадий Зюганов в публичном пространстве сделал несколько поясняющих заявлений. «России нужны Конституция справедливости и правительство народного доверия, — высказался глава КПРФ. — Мы настаивали на том, чтобы предыдущее правительство было отправлено в отставку, и был изменен курс. Президент согласился с этим и принял решение. Мы давно говорили, что Конституция, принятая на крови защитников советской власти, неэффективна. Она, по сути дела, является колпаком, который надели на голову страны. И продолжают ее душить».

Впервые за годы своего правления, считают коммунисты, президент РФ признал то, на чем КПРФ настаивала всегда: ельцинская конституция нуждается в капитальном ремонте.

«Мы поддержали эти инициативы, давшие надежду на то, что новое десятилетие станет временем долгожданных исторических перемен, — объяснил Геннадий Зюганов. — Но сразу предупредили, что инициативы главы государства принесут России пользу только в том случае, если политика правительства и изменения в основной закон будут соответствовать интересам большинства: трудящихся, детей, молодежи, женщин, пенсионеров, каждой семьи. Нужно говорить прямо: пока мы не видим подтверждений этому. Кабинет министров приступил к работе, в Конституцию вносятся поправки, но курс не меняется. Власть продолжает избегать жизненно необходимых изменений в социально-экономической сфере. Прочной законодательной базы для справедливой и созидательной политики, которой требует общество, не создается».

КПРФ явно разочарована тем, что глава государства не пошел «на обсуждение вопроса о создании правительства народного доверия», и на самом деле «новый кабинет, похоже, не намерен исправлять ситуацию».

И главной угрозой Зюганов назвал вымирание русского народа. «С 1991 года его численность сократилась на 20 миллионов. Это сопоставимо с потерями в Великой Отечественной войне, — привел цифры руководитель компартии. — Еще 25 миллионов русских, проживавших в союзных республиках, отсечены от исторической Родины в результате преступного разрушения СССР. В последние два года стремительная убыль населения возобновилась. За прошлый год страна потеряла еще 300 тысяч человек. Самыми вымирающими остаются традиционные русские области… Дальнейшее уничтожение русской нации (а при этом курсе исчезнет еще почти 12 миллионов русских) означает распад наших территорий. В Конституции должно быть записано, что надо защитить демографический хребет России и наши культурно-исторические традиции. Без этого невозможно держать эти просторы в единстве».

Также нельзя закрывать глаза на нарастающее социальное расслоение населения. Все так же «богатые богатеют, бедные беднеют». По данным, озвученным в заявлении, в России, даже по официальной статистике, почти 20 миллионов нищих. У каждого второго зарплата не превышает 25 тысяч рублей, у каждого четвертого — меньше 15 тысяч, у каждого восьмого — меньше 10. «Нищая нация не может быть здоровой и успешной. Но ее продолжают обворовывать — и все более цинично и беспощадно».

В общем-то, такая риторика способна задеть за живое любого представителя электората «от народа». Беда в том, что и действующая власть рассказывает, что интересы масс и меры социальной поддержки поставлены во главу угла. А что предлагает КПРФ? Очередные общие тезисы о справедливости или что-то конкретное?

К настоящему моменту, точнее ко второму чтению соответствующего закона, КПРФ сформулировала свои поправки. В частности, предлагается закрепить в Конституции прежний пенсионный возраст, прямые выборы в Совет Федерации, нормы о принадлежности недр народу, индексации социальных выплат. И от отношения к этим поправкам будет зависеть наше отношение к реформе, заявил зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков.

Поподробнее, а что в нагрузку?

Не особо радует то, что сегодня требуется определиться с отношением к реформе целиком, а не к каждой корректируемой статье в отдельности. Это касается голосования и на уровне Госдумы, и среди населения страны тоже.

«Конечно, я бы (как, наверное, многие — прим. ред.) хотел, чтобы голосование было постатейным. Но инициаторы этого процесса желают, чтобы все было оптом. Все вместе (простите за такое выражение) «пропихнуть». Помните, в советское время была продажа товаров в нагрузку? Есть социальные поправки, а в нагрузку то, что мало понятно, а на самом деле самое важное», — заявил на встрече с иркутской прессой юрист Дмитрий Аграновский.

Кстати, социологи уже измерили настроения россиян, связанные с грядущими переменами. Массу цифр и срезов от ВЦИОМ и «Левада-центра» можно легко найти в открытых источниках. Не будем перегружать вас цитированием процентов с разных ракурсов. Общие выводы некоторых аналитиков нам видятся куда любопытней.

Если коротко: многие россияне знают и поддерживают изменения в Конституцию прежде всего из-за социальных поправок. «Все хотят перемен, и в первую очередь это касается повышения пенсий и пособий, — прокомментировал социолог «Левада-центра» Денис Волков. — Если смотреть открытые вопросы, то люди поддерживают даже то, чего нет в поправках, вроде материнского капитала — видимо, с поправками смешалась часть послания об этом. Власть и сама подает поправки как закрепление социальных гарантий, второй посыл — что поправки касаются госуправления, но этим люди не очень интересуются».

Складывается впечатление, что «россияне одобряют поправки в Конституцию, но не понимают смысл», как подметили журналисты. В частности, нет ясности по такому органу, как Госсовет. Сложно сказать, одобряешь ты его или нет, если вообще не понимаешь его функций, его полномочий.

Дух, слово и дело, как лебедь, рак и щука

«Есть поправки, которые оставляют неясность, например, Госсовет — что это? Сначала нужно проголосовать, потом лишь узнаем. Все это вызывает некое подозрение», — разделяет общее непонимание и член президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Иркутского обкома компартии, экс-губернатор Иркутской области Сергей Левченко. На пресс-конференции в Иркутске он тоже высказал мысль, что социальные поправки могут оказаться «ожерельем» для пока не совсем предсказуемых и смутно обозначенных изменений в системе государственного управления. Куда меньше кривотолков было бы, если бы госсовет в Конституцию вносился с четким описанием его функций. Экс-губернатор признался, что он пока «не видит места» для такого нового органа. Какие еще функции не охвачены уже имеющимися структурами — Правительством РФ, двухпалатным парламентом, президентом и его администрацией?

В том, что касается социальных гарантий, по мнению Сергея Левченко, Конституция — далеко не единственный документ, влияющий на положение людей. Более того, по мнению политика-коммуниста, «абсолютное большинство поправок социального характера (которых по количеству много) не дают твердых гарантий», не обеспечивают право на достойную жизнь.

И мы знаем немало примеров, когда принимаемые в России другие более «приземленные» законы способствовали скорее ухудшению уровня жизни большинства населения, чем его благополучию. «Например, изменения в системе налогообложения», — проиллюстрировал свою мысль Сергей Левченко. Вот и получается, что основные гарантии для народа вроде бы и сегодня прописаны, а «дух Конституции нарушается».

Тогда есть ли смысл править основной закон? Экс-губернатор сделал яркую ремарку: чтобы обеспечить бесплатный стакан молока для младшеклассников, нам же не потребовалось вносить изменения в устав Иркутской области?

Но раз уж пошло такое дело — детально прописывать в Конституции социальные гарантии — то, еще раз напомним, у КПРФ тоже готов перечень из 15 пунктов. Иркутские коммунисты заявили, что готовы что-то дополнить и с вниманием отнесутся к предложениям, если такие поступят от активных жителей региона, журналистов, общественников.

Также на пресс-конференции Сергей Левченко еще раз заострил внимание на референдуме, который партия планирует провести в Приангарье. Ранее на официальном сайте регионального отделения было опубликовано заявление следующего содержания: «Не испытывая иллюзий по поводу того, что федеральная власть ответит согласием на принципиальные требования КПРФ и внесет их в законопроект по изменению Конституции РФ, нами принято решение провести в Иркутской области в феврале-апреле 2020 года народный референдум… Обращаться за бюллетенями необходимо в горкомы и райкомы КПРФ (по месту жительства), на которые возложена задача организации и проведения народного референдума. Надеемся на активное участие наших коммунистов, патриотов, всех, кому дороги идеалы честного труда, гуманизма и социальной справедливости».

Для выражения своей политической воли жителям региона предлагается заполнить бюллетень, ответив «да» или «нет» на пять понятных вопросов, вроде «Согласны ли вы с тем, что образование в высших учебных заведениях России должно быть бесплатным?»

Другой вопрос — будут ли считаться с результатами такого рода референдумов те, от кого реально зависят принимаемые в российском государстве решения? Можно, конечно, сколько угодно заявлять, что масса народу не согласны с курсом падающих метеоритов, но те вряд ли из-за этого скорректируют свое направление…

Позиция

Дмитрий Аграновский, адвокат, кандидат в члены ЦК КПРФ
О значимости и силе голосования по поводу поправок в Конституции


«Вроде профанация. Говорят: сначала примут все поправки, а потом вынесут на всенародное голосование. Но таким образом нам всем, особенно левым политикам, предоставляется возможность активизировать население. Люди уже в электричках, на работе обсуждают. До недавнего времени никому и дела не было до Конституции. А сейчас зачем-то власть это все активизировала, и процесс может пойти совсем не туда, куда хочется самим инициаторам. И грех этим не воспользоваться».

«Юридически голосование никаких последствий не имеет. Потому что это не референдум. А с практической точки зрения, я как политик этим очень доволен, потому что в голосование будут вовлечены большие массы населения. Главное — происходит политизация вокруг этого процесса. Замечательно».

Предложения

О пенсионном возрасте и не только

КПРФ сформулировала 15 пунктов, на которых, как заверило руководство партии, будет настаивать в процессе конституционной реформы. 1. Внести в основной закон положение о государствообразующей роли русского народа в многонациональной семье равноправных народов Российской Федерации.

2. Зафиксировать принадлежность природных недр России ее народу, гарантировать всем гражданам страны достойную долю дохода от добычи полезных ископаемых.

3. Закрепить в качестве важнейшей гарантии возраст выхода на пенсию: 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин.

4. Сделать обязательной нормой индексацию пенсий, социальных выплат и стипендий на величину индекса роста потребительских цен за предыдущий год.

5. Установить, что минимальный размер оплаты труда и пенсионных выплат не может быть ниже прожиточного минимума, который должен гарантировать удовлетворение базовых потребностей человека в жилье, питании, одежде, медицинской помощи, доступе к образованию и ценностям культуры, проезде на общественном транспорте.

6. Зафиксировать, что платежи за жилищно-коммунальные услуги не могут превышать 10% от совокупного дохода семьи.

7. Расширить полномочия парламента по контролю над работой чиновников, закрепив в Конституции понятия «парламентский запрос», «парламентский контроль», «парламентское расследование».

8. Наделить Государственную думу ФС РФ правом решать вопрос о доверии или недоверии Правительству России, его отдельным членам, руководителям федеральных органов исполнительной власти.

9. Закрепить выборность членов Совета Федерации ФС РФ, губернаторов, мэров городов населением прямым тайным голосованием без каких-либо «фильтров».

10. Гарантировать реальную независимость судебной власти, закрепить выборность мировых, районных и городских судей. 11. Ввести норму, согласно которой фальсификация итогов голосования считается посягательством на основы конституционного строя и строго карается в соответствии с нормами уголовного права.

12. Определить, что важнейшей функцией Банка России должно являться обеспечение экономического роста в стране и повышение благосостояния граждан.

13. Закрепить за органами местного самоуправления право на такую долю налоговых доходов, которая гарантирует им возможность исполнения своих полномочий.

14. Обеспечить глубокое, системное, целостное реформирование Конституции в интересах народного большинства. В кратчайшие сроки принять закон о Конституционном собрании и приступить к его исполнению.

15. Принять новый, отражающий принципы народовластия закон о референдуме в Российской Федерации. Предложения по реформе основного закона, выработанные Конституционным собранием, утвердить на общенародном референдуме.

kprf.ru



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте