> Среди депутатов определили «холостых» и «плодовитых» - Аргументы Недели Иркутск

//Политика 13+

Среди депутатов определили «холостых» и «плодовитых»

№  () от 10 декабря 2019 [«Аргументы Недели Иркутск», Ирина Толмачёва ]

Исследовательская группа издания «Аргументы недели» представила рейтинг лоббистской эффективности законодателей–2019. В центре аналитики — законодательная деятельность депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации в период действия VII созыва Госдумы, до 16 сентября текущего года. Руководитель исследовательской группы ИД «Аргументы недели» — Ирина Толмачёва, психолог, политолог, автор бестселлера «Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью», организатор дискуссий, посвященных вопросам взаимодействия власти, бизнеса и общества, в рамках Московского экономического форума. Результаты исследования в полном объеме представлены на странице специального проекта «АН».

Авторы аналитики рассматривают лоббистскую эффективность законодателей как способность депутатов и сенаторов к продвижению через парламент своих законодательных инициатив. Эта характеристика иллюстрирует, насколько парламентарий продуктивен в своей деятельности как представитель интересов, насколько он включен в весомые группировки субъектов права законодательной инициативы (часто в качестве инициаторов выступает группа депутатов и/или сенаторов) и насколько он склонен к производству популистских законодательных инициатив.

Очевидно, что деятельность парламентариев не исчерпывается законотворчеством и включает в себя непосредственные коммуникации с избирателями и физическое представление их интересов на общественных российских и международных площадках, трансляцию мнения общества в средствах массовой информации, посещение пленарных заседаний, участие в обсуждении законопроектов и другие важные дела. Тем не менее голые цифры, которые выдает система обеспечения законодательной деятельности Госдумы, открыто показывают, сколько законопроектов рассматривается с участием каждого парламентария, сколько законопроектов отклонено, а сколько принято, то есть подписано президентом, и вступает в силу, чтобы так или иначе, но легитимно регулировать жизнь субъектов и объектов окружающего россиян пространства.

Эти цифры способны объективно характеризовать лоббистскую эффективность законодателя. Поэтому были проанализированы четыре показателя деятельности парламентариев.

Число принятых законопроектов — показывает, сколько законодательных инициатив парламентария было подписано президентом.

Число отклоненных законопроектов — показывает, сколько законодательных инициатив парламентария было снято с рассмотрения.

Число рассмотренных законопроектов — показывает, насколько активно законодатель включается в законотворческий процесс в части внесения законопроектов на рассмотрение в Госдуму. В число рассмотренных законопроектов включены как в дальнейшем снятые с рассмотрения (отклоненные), так и подписанные президентом (принятые) инициативы. Законопроекты, которые находятся на рассмотрении — не приняты и не отклонены — зависли между небом и землей, — не были включены в исследование.

Доля принятых законопроектов — показывает, какая часть из числа рассмотренных законопроектов подписывается президентом.

Чем больше доля принятых законопроектов в числе рассмотренных законопроектов, тем выше лоббистская эффективность законодателя. Другими словами, если все или большая часть законопроектов, внесенных в Госдуму при участии парламентария, достигают своей цели — успешно проходят все этапы рассмотрения, подписываются президентом и становятся законами, значит, законодатель обладает высокой лоббистской эффективностью.

Законопроекты, внесенные в Госдуму, но снятые по разным причинам с рассмотрения, не достигают поставленной цели, а идут на доработку, в стол или в корзину, рассматриваются как неуспешные и уменьшающие долю принятых законопроектов, что снижает лоббистскую эффективность законодателя.

Опираясь на анализ четырех показателей деятельности законодателей — число принятых законопроектов, число отклоненных законопроектов, число рассмотренных законопроектов и доля принятых законопроектов — можно условно, с долей иронии, разделить всех парламентариев на группы с различными характеристиками лоббистской эффективности.

«Активные»

Большое число рассмотренных законопроектов демонстрирует, что законодатель активно включен в законотворческий процесс. Стоит отметить, что высокая законодательная активность парламентария не означает, что он обладает высокой лоббистской эффективностью в деле продвижения законопроектов.

«Пассивные»

Малое число законопроектов, внесенных по инициативе законодателя, указывает на то, что законотворческие процессы не привлекают особенного внимания парламентария.

«Плодовитые»

Большое число рассмотренных законопроектов и большая доля принятых законопроектов в совокупности указывают на высокую лоббистскую эффективность законодателя. Он не только вносит на рассмотрение большое количество законопроектов, но и большую часть из них доводит до логического конца, а именно: документы с его участием подписываются президентом. Эта особенность указывает, что парламентарий обладает хорошим политическим чутьем, развитой способностью вступать в успешные коалиции, часто является лидером и располагается в центре принятия решений.

«Суетливые»

Большое число рассмотренных законопроектов и малая доля принятых законопроектов в совокупности указывают на низкую лоббистскую эффективность законодателя. Он вносит на рассмотрение большое количество законопроектов, но большая часть из них снимается с рассмотрения и не подписывается президентом. Соответственно, активно включается в депутатские коалиции, но обычно ошибается в оценке политических перспектив инициированных законопроектов. Причины фиаско — плохое политическое чутье, осознанное или неосознанное стремление к популизму, недостаточная проработка законопроектов.

«Ленивые»

Малое число рассмотренных законопроектов и малая доля принятых законопроектов в совокупности указывают на низкую лоббистскую эффективность законодателя. Он не только редко вступает в коалиции и, в общем, незначительно включен в формирование законотворческого пространства, но и обладает слабым политическим чутьем и отсутствием интереса к активной парламентской деятельности.

«Вне конкурса»

Большое число принятых законопроектов и большая доля принятых законопроектов в совокупности указывают на законодателя с самой высокой лоббистской эффективностью. Он показывает продуктивность, когда демонстрирует многочисленные законопроекты, подписанные президентом. Это означает, что парламентарий не только много работает в деле законотворчества, но и умело вкладывает свои силы, обладает большим политическим весом.

«Холостые»

Большое число отклоненных законопроектов и малая доля принятых законопроектов в совокупности указывают на парламентария с крайне низкой лоббистской эффективностью. Такой законодатель участвует в создании популистских или плохо проработанных законопроектов, не угадывает с вложением своих политических сил и амбиций и, соответственно, обладает низкой лоббистской эффективностью.

«Пустопорожние»

Число отклоненных законопроектов равно числу внесенных законопроектов, и, соответственно, доля принятых законопроектов равна нулю. Парламентарий вносит законопроекты на рассмотрение в Госдуму, но не получает результата — законопроекты с его участием снимаются с рассмотрения. Низкая лоббистская эффективность законодателя.

«Стопудовые»

Яркий случай, когда доля принятых законопроектов высока при условии большого числа рассмотренных законопроектов, указывает на абсолютную лоббистскую эффективность парламентария. Означает, что все или почти все законопроекты с его участием подписываются президентом. Это признак того, что законодатель является политическим локомотивом, созидателем эффективной законотворческой активности. Действия такого парламентария политически выверены. Он обладает высокой компетентностью, волевыми качествами и неординарными лоббистскими способностями.

«Разовые»

Редкий случай, когда доля принятых законопроектов максимально высока при условии малого числа рассмотренных законопроектов, указывает на то, что парламентарий не утруждает себя в деле законотворчества и вступает только в те немногочисленные проекты, которые считает перспективными для утверждения Госдумой. Очевидно, что его внимание сконцентрировано на процессах, не связанных с законотворчеством, и он обладает низкой лоббистской эффективностью.

Высокая лоббистская эффективность у представителей групп — «Плодовитые», «Вне конкурса», «Стопудовые».

Низкая лоббистская эффективность у представителей групп — «Суетливые», «Ленивые», «Холостые», «Пустопорожние», «Разовые».



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Политика

Сенатор Косачев: решение по Украине примут не в Киеве, а в высоких овальных кабинетах

Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев заявил, что принимать решение по урегулированию украинского конфликта, вероятно, будут не в Киеве, а в "более высоких овальных кабинетах". Политик сделал такое заявление, пояснив, что Украина зависима от западных спонсоров, - передает РИА Новости. По словам Косачева, также возможно, что принимать окончательные решения будут не нынешние украинские лидеры. "Весь пафос лозунгов "ни слова об Украине без Украины" может свестись к тому, что Киев просто уведомят о принятых в более высоких овальных кабинетах решениях", - выразил мнение политик. Будущий спецпосланник США по Украине Кит Келлог ранее заявил, что Дональд Трамп хочет устойчивой договоренности между Москвой и Киевом и сможет добиться ее "в относительно короткий срок". Как отметил Косачев, в какой-то степени это было бы выходом для киевского режима, который может сослаться на то, что ему не оставили выбора.