Инициатива президента Франции, активно включившегося в миротворческий процесс на Украине, дала возможность появления такого заголовка в «Пари матч».
Когда коллеги-журналисты уже через два часа с небольшим сообщили, что встреча четверки лидеров формата Нормандия завершились, это не могло соответствовать действительности, так как такая значительная работа требовала более продолжительных переговоров. Поэтому старожилы процесса, не обращая внимания на объявленные в 17.45 пресс-конференции, сразу говорили, что процесс займет часов пять-шесть.
Все мероприятие проходило в духе если не объединения, то сближения точно. Поэтому одинокие «остроты» украинских журналистов в отношении Владимира Путина в толпе аккредитованной прессы на подходе к рамке досмотра, не находили поддержки даже в собственных группках.
Духу сближения способствовало и огромное число аккредитованных журналистов, непропорциональное размерам зала прессы, и особенно количеству стульев с рабочими местами и, непривычный для приехавших из России и Украины коллег, общий для всех туалет, характерный для многих исторических зданий во Франции, по поводу чего не прекращали звучать шутки.
Событие задумывалось в духе сближения и именно так и должно было реализоваться. Президент Макрон, для которого это было чрезвычайно важно, косвенно был тому гарантом.
Это подтверждало большинство французских медиа, цитирующих «Пари-матч», который подчеркивал, что для Макрона саммит был очередным экзаменом в рамках непростой истории эволюции взаимоотношений с российскими властями, начавшихся с осуждения вмешательства в президентских выборы, но взявший курс на укрепление взаимоотношений.
Практически вся французская пресса не преминула вспомнить теплый прием, оказанный Владимиру Путину прошлым летом в форте Брегансон. Как писали французские издания, уже там Путин говорил о своем «осторожном оптимизме» в возможных переговорах с Украиной. С тех пор, как отмечалось, лидер России показал признаки открытости, особенно в отношении нового президента Украины Владимира Зеленского. «Я никогда его не видел и не знаю, но мы разговаривали по телефону. Мне кажется, что он дружелюбный и искренний человек », - цитировали они российского лидера.
Как отмечалось журналистами, событие также было отмечено напряженностью между Берлином и Москвой, в связи с высылкой Германией российских дипломатов, на основании того, что Россия недостаточно сотрудничает в расследовании убийства гражданина Грузии в Берлине в августе прошлого года. По данным Федеральной прокуратуры Германии, этот человек был убит «либо от имени государственных органов Российской Федерации, либо от имени Чеченской автономной республики». Впрочем, как подчеркивали медиа, несмотря на этот дипломатический кризис, Ангела Меркель на саммите присутствовала. А глава немецкой дипломатии Хайко Маас, для которого этот конфликт являлся "гнойной чумой в Европе », накануне заявил: «Даже если у нас сейчас очень серьезные споры с Россией, мы должны сделать все на саммите «Нормандия» для продвижения к миру в Украине».
Подчеркивали медиа и в каких условиях прибыл на саммит украинский президент Владимир Зеленский, уточняя, что в воскресенье 5000 человек собрались в Киеве, чтобы призвать его не «капитулировать» перед Владимиром Путиным.
Поэтому в целом для французских наблюдателей саммит был действительно успешным. Логично, что в подобных условиях особо значимых решений не могло быть достигнуто. По итогу саммита лидерами стран было подписано коммюнике из трех пунктов: «Немедленные меры по стабилизации ситуации в зоне конфликта», «Меры по реализации политических положений минских соглашений» и «Продолжение». Издание «Ле Пуа» отмечало, что на пресс-конференции Зеленский, для которого результаты оказались слишком малы, жаловался, а Путин был замкнут и лаконичен. Но, как соглашались многие медиа, цитируя Макрона: «Тот факт, что мы находимся рядом, сам по себе является важным результатом». Они подчеркивали, что три года встречи на высшем уровне в формате «Нормандия», названные по имени французского региона, где лидеры четырех стран впервые встретились в 2014 году для содействия установлению мира на Украине, были парализованы полностью.
Наталья Копосова,
Ассоциация Альянс Россия-Франция