Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Иркутск → Политика № 39(683) от 09.10.19 13+

Дума и областной парламент: нужен «товарищеский почерк» взаимоотношений

, 10:16

«Доверительное общение и сотрудничество разных уровней власти», «товарищеский почерк взаимоотношений». В такой обнадеживающей тональности прошло совместное заседание депутатов Заксобрания Иркутской области и Думы города Иркутска нового, седьмого созыва. Объективно: чувствуется настрой на взаимодействие, есть понимание, что, если не выстраивать общую линию, то число «болевых точек» столицы Приангарья будет только нарастать. Необходимо менять подходы. В том числе к финансированию Иркутска. Совершенствование межбюджетных отношений региона и областного центра стало одной из ключевых тем диалога между областными и городскими депутатами.

Нет смысла закрывать глаза на проблемы главного города Иркутской области, которые сегодня муниципальные власти пытаются заретушировать с помощью красивого пиара. Болевые точки Иркутска очевидны и для его жителей, и для депутатов местной думы, которым люди доверили отстаивать интересы населения, и для областных парламентариев. На повестку совместного заседания, проходившего под руководством председателя Законодательного собрания Сергея Сокола, были вынесены несколько остро стоящих сегодня вопросов. Назрела необходимость обсудить и сформировать единую позицию в отношении контроля за расходованием бюджетных средств. Внимания представителей всех уровней власти требует система здравоохранения, к которой много вопросов по качеству обслуживания в поликлиниках и в связи с нехваткой специалистов. Есть нарекания по ремонту и реконструкции дорожной сети, капитальным ремонтам многоквартирных жилых домов, работе общественного транспорта, достраиванию объектов «долевки». Нет четкого плана, что делать с безнадзорными, бездомными животными. Сложностей, «болевых точек» много. От чего зависит их преодоление?

Поздравляя депутатов с избранием и началом работы, Сергей Сокол отметил, что теперь перед ними стоит задача оправдать доверие, оказанное избирателями: «Несмотря на любые политические прения, мы всегда готовы к диалогу, к продуктивному сотрудничеству. В приоритете — развитие Иркутска и благополучие людей, живущих здесь. Именно на эти цели нужно направить совместные усилия областных и городских депутатов». А одним из ключевых моментов, касающихся развития города, по мнению спикера Законодательного собрания области (и многие коллеги с ним единодушны), остается необходимость совершенствования закона о статусе административного центра.

«Да, нам важны все населенные пункты Иркутской области. Мы не раз говорили о том, что надо перестаивать систему финансирования муниципалитетов,  — объяснил председатель ЗС.  — Сейчас ее просто нет. Система должна работать таким образом, чтобы руководители муниципалитетов, мэры и главы занимались текущей работой и могли выстраивать долгосрочные стратегии, а не бегали в ситуации «безденежья» и «затыкали дыры». Им важно понимать, на какие средства, в каком объеме и в какие периоды рассчитывать. Еще раз повторюсь, нам важны все территории. Но очевидно, что столица области — визитная карточка, лицо региона, самый большой его город. И Иркутску необходимо уделять повышенное внимание во всем, что касается инфраструктуры, благоустройства, строительства учреждений социальной сферы, исполнения указов президента, в том числе о повышении заработной платы работникам социальной сферы. Хочу вас заверить, что депутаты Законодательного собрания прекрасно понимают многие проблемы, которые стоят перед Иркутском, и готовы помогать в их решении. Мы окажем полное содействие, будем максимально поддерживать дельные инициативы».

Напомним, что в прошлом году Законодательное собрание предыдущего созыва отстояло увеличение субсидий на развитие областного центра с 0, 2% до 1% от налоговых поступлений региона.

«Однако сейчас депутаты городской думы говорят о неэффективной реализации этого областного закона,  — констатировал Сергей Сокол.  — Необходимо разобраться и внести соответствующие корректировки».

Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Заксобрания Наталья Дикусарова согласна: действительно, сегодня закон не исполняется в полной мере. И проверка аудиторов Контрольно-счетной палаты завершилась таким же выводом.

Согласно закону, город должен получать гарантированный объем субсидий в размере 1, 1 млрд рублей на развитие областного центра. Но при этом в 2019 году, как рассказал председатель думы Иркутска Дмитрий Ружников, городу было предоставлено только 650 млн рублей. Еще одна отдельная тема для обсуждения — это необходимость установления справедливой пропорции софинансирования из муниципального бюджета при реализации областных программ. Дмитрий Ружников обратил внимание на разницу в отношении разных муниципалитетов: сегодня объем софинансирования города составляет 50%, тогда как, например, в Братске — 14%, в ряде муниципалитетов — менее 10%.

А как вообще выглядит сегодня соотношение доходов и расходов Иркутска? На особенностях формирования местного бюджета детально остановился депутат городской думы Евгений Стекачев. Он сообщил, что сейчас общий объем доходов Иркутска составляет почти 20, 2 млрд руб. Да, эта цифра существенно выросла. Но и расходы тоже увеличиваются — сейчас почти 21, 3 млрд рублей. При этом собственные доходы городского бюджета составляют всего лишь около 11 млрд рублей. Основная их часть — это поступления налога на доходы физических лиц, в том числе от индивидуальных предпринимателей. Потому, по словам депутата, стоит уделить особое внимание поддержке бизнеса. Он принесет городу новые рабочие места и увеличит объем налоговых доходов. Сергей Сокол с такой оценкой ситуации в целом согласен: бизнес «тонет», и ему нужна опора на власть, уверенность в честном партнерстве. Иначе о каком развитии можно вести речь?

«На протяжении многих лет объем собственных доходов не увеличивается, тогда как количество объектов в городе, содержание которых ложится на местный бюджет, растет с каждым годом»,  — заявил Дмитрий Ружников. Он также настаивает на ужесточении контроля над деятельностью муниципальных предприятий. На размышления наводит тот факт, что сегодня городские МУПы почти не приносят прибыли, хотя для этого есть все возможности и предпосылки.

Об усилении контрольной функции говорил и депутат Законодательного собрания Антон Романов. Он в частности считает, что особое внимание городские парламентарии должны уделять контролю за бюджетными расходами, эффективному исполнению бюджета и реализации программ. Важную роль в этом, по мнению депутатов Заксобрания, должен играть и контрольно-счетный орган.

Спикер Законодательного собрания и многие из его коллег, присутствовавших на заседании, взяли этот момент, что называется, «на карандаш». Готовы подключиться и детально разобраться со всеми теми «сигналами», которые поступают от депутатов Думы города Иркутска. Сергей Сокол подчеркнул, что Законодательное собрание рассмотрит все высказанные предложения и обозначенные в ходе диалога проблемы.

Такие встречи, по мнению председателя ЗС, должны стать регулярными: «Это первая наша встреча, но я уверен, что не последняя. Обязательно будем общаться в рабочем режиме — в комиссиях и на комитетах. Однако в таком, как сегодня, формате я предлагаю тоже периодически встречаться». Более того, спикер регионального парламента сообщил, что планируется проведение подобных дискуссий с депутатами представительных органов других территорий. Это хорошая, эффективная практика прямого диалога.

А Евгений Стекачев высказал надежду, что депутаты, представляющие в ЗС город Иркутск, найдут возможность также присутствовать на слушаниях и заседаниях городской думы. Это будет способствовать более конструктивному решению многих вопросов. Сергей Сокол, завершая встречу, резюмировал: «Приглашайте! Такое предложение будет однозначно интересно и мне лично, и коллегам по депутатскому корпусу, неравнодушным к судьбе областной столицы».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram